В то время как Apple с большой помпой представила миру свой новый iPad mini, в России ее логотип стал причиной скандала. Православные священники полагают, что знаменитое надкушенное яблоко – это… кощунство! Как пишет агентство «Интерфакс», они видят в этом символ греха Адама и Евы, эпизод с запретным плодом из Книги Бытия. Некоторые даже заменяют логотип на крест, так как он воплощает в себе «победу Спасителя над смертью, искупление им первородного греха Адама и Евы».
Такая точка зрения является упрощенческой сразу по двум причинам. Во-первых, в Библии нет прямого указания на яблоко, а говорится лишь о «запретном плоде», то есть - символе. В некоторых ее интерпретациях упоминается груша, фига или даже гранат… Тем не менее, образ яблока прочно утвердился в сознании: многие художники именно так представляли запретный плод, а переводчики Библии допускали такую ошибку. Кроме того, понятие «адамово яблоко», которым называется часть человеческого горла, тоже подкрепляет это клише.
Читайте также: Как Кругман разрарушил бы компанию Apple
Во-вторых, логотип Apple – это отсылка не к Эдемскому саду, а к науке: по легенде, Исаак Ньютон сидел под деревом, когда ему на голову упало яблоко, что навело его на открытие гравитационного принципа. На первом логотипе Apple действительно был изображен этот ученый, пока основатели не сделали выбор в пользу более простого визуального решения. Этот эпизод из жизни Ньютона, кстати говоря, - чистой воды вымысел, хотя и здесь клише уже прочно утвердилось в головах людей.
Другими словами, над этим можно было бы просто посмеяться, если бы в российском парламенте сейчас не рассматривался законопроект, который предусматривает серьезную ответственность за оскорбления религиозного или кощунственного характера. Как отмечает La Tribune, накал страстей вокруг процесса Pussy Riot может привести к ужесточению законодательства. Таким образом, не исключено, что Apple придется сменить логотип или перестать продавать свою продукцию на территории России. Часть российской оппозиции называет законопроект посягательством на свободу слова.