Происходят символические события в культуре, знаменующие эпохальный переворот. К ним относится торжественное открытие еврейского музея в Москве, который является самым большим в Европе. Это событие говорит миру о больших переменах в новой России, где традиционно антисемитизм всегда находил плодородную почву. Пользуясь этим торжественным случаем, главный раввин России Берл Лазар подчеркнул, что наступила новая фаза и, оглядываясь назад, заявил, что «никогда евреи в России не жили так хорошо, как сегодня».
Новый музей расположился в здании, являющемся жемчужиной конструктивистской архитектуры. Оно было построено в двадцатые годы прошлого века по проекту Константина Мельникова. До сих пор в нем располагался центр современного искусства «Гараж», руководимый Дарьей Жуковой, женой Романа Абрамовича. Это одно из самых гламурных мест в Москве. Это здание бросается в глаза благодаря своему авангардному дизайну. Некоторые называют его еврейским Диснейлендом.
Нужно отметить, что в музее все важные вехи жизни евреев в России воссозданы и документированы с большой тщательностью: первые еврейские местечки (штетлы), кровавые преследования (погромы) царской эпохи, участие евреев в большевистской революции, уничтожение евреев на территориях, оккупированных нацистами, сталинская кампания против «космополитизма», скрытая и открытая дискриминация в советскую эпоху, когда уже культ личности Сталина был полностью развенчан, эмиграция в Израиль в годы правления Брежнева и Горбачева. Драматической кульминацией экспозиции является история Холокоста и наступление Советской армии на Берлин, потому что Россия громко заявляет о своей вместе с евреями роли в этом историческом событии. «Никто не должен отрицать Холокост, как никто не должен отрицать вклад России в военную победу», — заявил Владимир Путин.
Читайте также: Россия открывает самый большой в мире еврейский музей
Проявленный раввином оптимизм имеет две причины. Разумеется, никто не может отрицать наличие антисемитских настроений среди самых низших слоев населения и в пропаганде националистических движений. Но, конечно, атмосфера по сравнению с недавним прошлым изменилась. Впервые в российской истории после волн эмиграции в конце девятнадцатого века в Соединенные Штаты и массивного исхода евреев в Израиль в советскую эпоху тенденция изменилась на противоположную. В последние годы от 100 тысяч евреев (по оценке главного раввина) до 300 тысяч (по оценке Академии наук) вернулись из Израиля в Россию. Трудно назвать точную цифру, потому что у многих - по два паспорта, и они живут на два дома. Возродилась и жизнь сообщества. Еще пятнадцать лет тому назад не было ни одной еврейской школы, сейчас насчитывается примерно 15 тысяч еврейских студентов. Состоятельные меценаты (начиная с Абрамовича, а также Виктор Вексельберг, основной спонсор музея) финансируют институты сообщества. Политические власти тоже стараются поощрать возвращение евреев. Путин старается поддерживать свой имидж защитника трех великих религий в России (православие, ислам, иудаизм). Он использует возможность появиться рядом с главным раввином и выступить в поддержку его инициатив. По оценке раввина, в Москве живет полмиллиона евреев, к которым столица обратила свое дружеское лицо. Конечно, Москва никогда не превратится в новый Нью-Йорк, но есть люди, которые готовы побиться об заклад, что скоро откроется еще один большой музей — исламский. В России живут около 20 миллионов мусульман, которые упорно добиваются равноправного отношения. Все заметили большую ханукию, которая уже несколько лет устанавливается на Манежной площади, в двух шагах от Кремля во время празднования Хануки.
Также по теме: Где евреям жить лучше - в Израиле или за его пределами?
Существует и дипломатия торжественных событий. Шимон Перес приехал в Москву на открытие нового еврейского музея; в июне этого года Путин ездил в Израиль на открытие в Нетании монумента Советской армии. В стратегическом плане тоже наблюдаются большие перемены. После восстановления в 1991 году дипломатических отношений с Израилем отношения между двумя странами претерпели множество перемен. Особенно интенсивно они развивались в последние два года. Действительно, на Ближнем Востоке ситуация очень быстро меняется: старые союзы ослабляются, и идет поиск новых. В этой связи интересно выслушать авторитетное мнение Татьяны Карасовой, возглавляющей отдел исследований по Израилю в Академии наук. Карасова заявила Foglio: «Есть три важных новшества, которые влияют на отношения между нашими странами: арабская весна привела к ощущению уменьшения безопасности в Израиле; Барака Обаму считают менее дружественно настроенным к Израилю по сравнению с его предшественниками; нависла угроза создания иранской атомной бомбы. Кроме того, Россия и Израиль помимо разногласий имеют и общие интересы, и среди них - борьба с терроризмом. Ни для кого не секрет, что, когда Иерусалим наносит удар по Газе, он находит больше понимания в Москве, чем в некоторых европейских столицах. Это все дало толчок к стратегическому сотрудничеству, в том числе - и в военном плане. Я хочу напомнить только об одном договоре о строительстве беспилотных самолетов в Казани по израильской технологии (в обмен Иерусалим потребовал и добился того, чтобы Россия не поставляла больше Ирану запасных частей для ракет S-300). Если бы еще пять лет тому назад кто-то сказал, что такое возможно, я бы в это не поверила. Что касается иранского досье, то я от всего сердца желаю, чтобы израильского удара по Ирану не было, так как это было бы ужасно прежде всего для самого Израиля. Но если только это произойдет, то мое личное мнение заключается в том, что Россия будет протестовать всеми имеющимися дипломатическими средствами, но вмешиваться не станет».