Все надежды на продвижение приднестровского урегулирования ушли в небытие. После прихода Путина второй раз на пост президента все даже потенциальные подвижки заменили агрессивным курсом удержания сепаратистского региона под российским протекторатом. Знаменосцем этого процесса стал небезызвестный Рогозин. После его визита в Молдавию и Приднестровье и жесткой риторики по отношению к Кишиневу все стало предельно ясно.
Приднестровское руководство было поставлено в условия финансовой недостачи, а для получения московской помощи должно было отставить любые разговоры о сближении с правым берегом Днестра.
И это не единичный факт воплощения российской политики в отношении сепаратистских регионов. Не только в Грузии и Приднестровье, а и в Азербайджане. В Белокаменной и не скрывают, что ключи от карабахского урегулирования находятся именно там, но с учетом общего положения как в Каспийском регионе, так и в отношении Ирана Кремль этот ключ не выпустит, и будет распоряжаться им по своему усмотрению. В первую очередь, как рычаг давления на Баку в вопросе поставок энергоресурсов и размежевания в акватории Каспийского моря.
Довольно активное движение Молдавии в сторону Европы серьезно беспокоит Москву, и сепаратизм Приднестровья должен служить естественным тормозом в этом процессе. Но дело не ограничивается только Молдовой. Это цель ближняя, но есть и дальняя. Это — Украина.
Неопределенность и явное нежелание украинского руководства присоединяться к Таможенному союзу уже не на шутку разозлило российское руководство. Прямое давление в виде неуступчивости в цене на газ, торговые войны и прочие действия не приводят к желаемому. Поэтому в ход пошли боковые шаги, некоторые настолько экзотичные, что просто не верится следование им в трезвом уме и твердой памяти. Тем не менее, к ним нужно отнестись со всей серьезностью, так в них имеется серьезный потенциал разрушения Украинского государства.
Под предлогом открытия российского консульства в Тирасполе Рогозин заявил лидеру Приднестровья Евгению Шевчуку, что «...в Кишиневе мы снова поднимем проблему открытия российского консульства в Тирасполе. Или же мы найдем другие способы, которые позволят нам выдать необходимое количество паспортов российским гражданам, проживающим в приднестровском регионе». И далее еще хлеще. «Граждане из стран бывшего Советского союза вправе самостоятельно выбирать себе гражданство. И большинство из них выбирает гражданство Российской Федерации... Россия, в качестве наследницы СССР, ответственна за то, чтобы ее граждане жили в достатке и безопасности».
Не следует обольщаться тем, что этот кремлевский ястреб в данном случае говорил о Приднестровье и Молдове. В его словах есть прямое обобщение на все республики бывшего СССР. В том числе и на Украину. Другими словами, механизм, опробованный в Южной Осетии и Абхазии, в любой момент может быть распространен на любое соседнее государство под смехотворным предлогом, что когда-то оно входило в другую страну, которой, кстати, не существует. Если следовать логике Рогозина, то и гражданам Польши тоже можно выдавать российские паспорта, ведь значительная часть польской территории когда-то входила в Россию. А нынешняя наследница еще той царской. Конечно, столь далеко планы Рогозина и его начальников сейчас не идут. Можно с уверенностью сказать, что и страны Балтии, несмотря на совместную с Россией историю, не будут включены в такой план, как и Польша, по одной причине — они члены НАТО и это значительно укорачивает длину загребущих московских рук. Основатель Москвы ростово-суздальский князь Юрий Владимирович получил прозвище Долгорукий, потому что протягивал их всюду, в первую очередь в направлении Киева, где и нашел свой конец при невыясненных обстоятельствах. Видимо, его лавры все еще не дают покоя кое-кому в Первопрестольной.
Бывший спикер приднестровского парламента времен президента Смирнова Григорий Маракуца выступил с планом урегулирования конфликта. Документ, называемый «планом Маракуцы», был передан на рассмотрение лидеру непризнанной республики Евгению Шевчуку, а также статссекретарю Министерства иностранных дел России Григорию Карасину.
Суть его состоит в том, чтобы «объединить интересы Тирасполя, Кишинева и Одессы для создания новой территориальной единицы — еврорегион «Приднестровье», куда вошли бы сама непризнанная республика и Одесская область Украины «при формировании мощного транзитно-транспортного узла».
В этот узел должны войти аэропорт-хаб «Тирасполь» в составе воздушно-транспортного коридора Китай — ЕС (Пекин — Навои (Узбекистан) — Тирасполь — Секешфехервар (Венгрия)), Одесского, Ильичевского, Южного морских портов, автомагистрали Киев — Одесса — Рени. Молдова дает разрешение на использование своего воздушного пространства, а также предоставляет территорию для транспортировки и хранения транзитных грузов. Создается специальная свободная экономическая зона.
В конце октября в Москве состоялась встреча Григория Маракуцы c Григорием Карасиным, где данные предложения и были озвучены, а затем в ноябре в Тирасполе данная инициатива была обсуждена с участием спецпредставителя президента России Дмитрия Рогозина и, возможно, с этой целью российская делегация и осмотрела тираспольский аэродром.
Все это выглядит на первый взгляд просто неуместной шуткой. Начнем с конца этого так называемого транспортного коридора. Молдова с Венгрией не граничит, поэтому потребуется предоставление Румынией воздушного пространства и наземного транзита. И кто-то серьезно рассчитывает, что Бухарест на это пойдет. Или у составителей плохо с географией, или здесь что-то другое. Скорее всего, последнее.
Как понимать создание новой территориальной единицы, куда отнесена территория Одесской области. Мало им территориального раскола Молдовы, так теперь и от Украины хотят отколоть часть ее территории. Интересно, а мнение Киева по этому поводу спросили. Можно точно утверждать, что нет, сразу бросились в Первопрестольную получать благословение.
Конечно, «план Маракуцы» составлен не им самим и не в Тирасполе, а гораздо севернее. И несет он в себе прямую угрозу территориальной целостности Украины. И из него явно торчат московские уши.
Во всех этих играх с приднестровскими сепаратистами значительная доля вины лежит именно на нашей дипломатии. Невнятная позиция по важному для страны вопросу и позволяет таким себе иностранным политикам распоряжаться нашими городами и территорией. И пока в Киеве не поймут, что именно нам следует активно заниматься урегулированием приднестровского конфликта и не позволять вмешиваться в него внешним силам, до тех пор будет сохраняться угроза целостности Украинского государства.