Необычный полк отдает честь под развевающимся российским триколором в Волгоградском кадетском казачьем корпусе. Юные ученики (им - от 7 до 17 лет) в камуфляжной военной форме и шапках выстроились на стойке «смирно» на заснеженном дворе. 2 февраля они должны будут промаршировать по центру города в честь 70-летия победы Красной армии под Сталинградом. На торжественной церемонии должен присутствовать и президент Владимир Путин. По такому случаю город на западном берегу Волги, где разворачивалось решающее и самое ожесточенное сражение Второй мировой войны, вновь будет называться Сталинградом. Пусть и всего на один день.
По указанию инструктора кадеты поворачиваются направо, затем налево, и, наконец, замирают, глядя на два запорошенных снегом знамени: российский триколор и флаг казачьей станицы Недорубовская (она занимается корпусом). Мы находимся на исторической земле донских казаков, наемников и искателей приключений, которые в прошлом обосновались на берегах этой реки. Дон протекает всего в нескольких километрах отсюда: летом любители поплавать загорают на песчаных пляжах, а рыбаки по достоинству ценят его изобильные воды.
Щеки 320 кадетов раскраснелись от январских морозов. Для большинства из них суббота означает возвращение домой, заслуженный отдых после спартанской недели, которая наполнена учебой, военными занятиями, пением и молитвами.
Читайте также: Казаки на марше
В столовую заходят строем и размеренным шагом. Учащиеся едят в полном молчании после краткой молитвы. В вестибюле школы висят «заповеди» каждого казака: «Люби Россию, ибо она твоя мать, и ничто в мире не заменит тебе ее» или «Все, кто идут против Отчизны твоей, — враги».
Казак без коня — не настоящий казак
Директор Владлен (сокращение от Владимир Ленин) Стратулат гордится своими подопечными: «90% наших учеников сдают ЕГЭ». Смухлевать тут не получится: оценки всех учеников вывешены на стене в общежитии. Предметы - точно такие же, как и во всех других школах Российской Федерации, однако их дополняет и военно-патриотическое обучение. В подготовку «казака XXI века» вошли даже изучение работ Блеза Паскаля и китайский язык (хотя Волгоград находится в 5 771 километре или восьми часах перелета от Пекина).
О кадетском корпусе хорошо отзывается пресса. Здание вполне современное, а окружающий его обширный парк хорошо подходит для тренировок, в том числе - верховой езды, так как казак без коня — не настоящий казак. После такого военизированного образования перед подростками открываются двери армии, спецслужб и полиции. Кроме того, обучение в школе бесплатное. «Помимо повседневной одежды, родственникам не нужно ни за что платить. Мы предоставляем учащимся парадную форму, образование, духовное воспитание, жилье и питание», — говорит заместитель директора по образовательной части Александр Стрельцов. Все или практически все финансируется Министерством по делам национальностей и казачества Волгоградской области.
Также по теме: Казачья сабля против кавказского кинжала
Это открытое в 2009 году учебное заведение символизирует собой подъем казачества. Почти век спустя после расформирования по решению большевистских властей эти свирепые всадники, которым Иван Грозный в 1571 году поручил охранять границы страны, смогли снова вернуться на службу. Станицы вновь расцвели на Дону и в Поволжье, в Краснодарском крае и Ростовской области. Демографические проблемы играют здесь не последнюю роль: русских становится меньше, и они с беспокойством смотрят на подъем рождаемости в мусульманских регионах Кавказа (прирост населения наблюдается только там). После распада СССР Российская Федерация потеряла более пяти миллионов жителей (в 2013 году ее население составляет 143 миллиона человек). Казаки хотят снова встать на страже южных степей, которым грозят татарские орды.
В 2005 году в состав российской армии вновь вошел казачий полк. На территории России было открыто 30 кадетских казачьих корпусов. Недавно бравые парни в папахах начали патрулировать улицы Москвы и Краснодара для предотвращения беспорядков и осквернения святынь. Они подменяют собой силы правопорядка в парадоксальной современной России, где «вертикаль власти» существует параллельно с расслоением государственных институтов (полиция, армия, суд), которые отличаются неэффективностью и повальной коррупцией.
Читайте также: Казаки на марше
Возвращение к ценностям царской России
В прошлом казаки были вспомогательными войсками царской армии и отметились в Европе, когда преследовали бежавшую после Бородино наполеоновскую армию. Они дошли до самого Парижа и в 1814 году разбили лагерь на Елисейских полях. Позднее они были на первых ролях в еврейских погромах ан Украине, в России и Белоруссии в XIX и XX веке.
Гражданская война разделила их на два лагеря, красных и белых. Писатель Исаак Бабель, которого в 1940 году расстрелял НКВД (политическая полиция СССР), прекрасно описал свойственный им разгул насилия и чувство солидарности в «Конармии», сборнике рассказов о Советско-польской войне 1920 года. Вот как он рисует образ казака Прищепы, которого обуревала жажда мщения после того, как его родителей расстреляли белые, а их имущество разграбили соседи: «Прищепа ходил от одного соседа к другому, и кровавая печать его подошв тянулась за ним следом. В тех хатах, где казак находил вещи матери или чубук отца, — он оставлял подколотых старух, собак, повешенных над колодцем, и иконы, загаженные пометом. Станичники, раскуривая трубки, угрюмо следили его путь».
В начале 1930-х годов советская власть решила избавиться от этих «кентавров», которые могли быть полезны в войне, но отличались чересчур отсталыми взглядами и плохо соответствовали искомому ей образу «нового человека». После раскулачивания пришла пора «расказачивания». С приходом к власти Сталина и началом Великой отечественной войны в стране вновь появились отряды казачьей кавалерии, некоторые из которых перешли на сторону Вермахта. Но как только война подошла к концу, с ней ушли в прошлое и казаки.
Также по теме: На берегах Байкала тоже есть казаки
Национальная идея
Восстановление казачества сделало первые робкие шаги после распада СССР, однако затем набрало обороты с возвращением ценностей царской России, к которому стремился Владимир Путин. После двух президентских мандатов под знаком «путинизма» (нечто вроде лишенного идеологии патернализма) Россия вновь пытается обрести национальную идею. Найти ее хотел еще первый президент постсоветских времен Борис Ельцин: в 1996 году он даже объявил для этого специальный конкурс.
Последние 20 лет российское руководство впустую вело поиски национальной идеи. Коммунизм погиб окончательно и бесповоротно, и, значит, стране, которая оказалась зажата в извечном возвратном движении между открытостью и изоляцией, нужен был новый толчок, чтобы двигаться дальше. После начала третьего президентского срока в мае 2012 года Владимир Путин во многом перенял знаменитый девиз графа Уварова (1786-1855) «Православие, самодержавие, народность», который тот предложил царю Николаю I в качестве основы абсолютизма.
Владимир Путин же в своем правлении полагается на собственную «троицу»: бюрократию, церковь и спецслужбы. Это прекрасно подходит казакам, которые всегда были приверженцами патриотических ценностей. «Родина, она как мать. Бесценный дар божий. Ее нельзя критиковать и можно лишь принимать такой, как она есть», — утверждает Александр Стрельцов. Портрет президента России висит во всех классных комнатах по соседству с флагом и текстом национального гимна. «Владимир Путин — это великий атаман России», — говорит директор Владлен.
Читайте также: Казаки возвращаются
Этот атаман и бывший военный летчик считает, что возвращение к традиционным ценностям («духовность, мораль, патриотизм») идет на благо всей стране, которая была ослаблена постсоветским хаосом. «Если бы учащиеся здесь дети жили с родителями, то большую часть времени сидели бы за компьютером или перед телевизором. Некоторые же приехали сюда из проблемных семей, от безответственных или пьющих родителей. Поэтому здесь им лучше», — утверждает атаман.
Урок русского языка: учительница в туфлях на высоких каблуках и в короткой юбке объясняет принципы разбора текста. Сидящие за партами ученики, две девочки и около дюжины мальчиков, дают одни и те же ответы. Где они собираются жить в будущем? «На святой волгоградской земле», — заученно говорят они. Большинство из них после школы хотят пойти в армию или полицию. На вопрос о будущей профессии один из ребят отвечает: «Патриот». Бесполезно пытаться найти здесь прославление личных качеств, главное — это коллектив. «Мы пытаемся привить молодежи чувство братства. Они окончат школу с любовью к Богу и русской земле, будут уважать закон», — уверен директор.