Мощное средство свободы слова – Twitter – сотрудничает с Кремлем и осуществляет цензуру неприятной для российского режима информации. Где об этом быстрее всего и проще всего можно узнать? В Twitter, разумеется.
Глобальный сайт микроблогов по-прежнему остается самой эффективной социальной сетью для общения. Именно поэтому Twitter так опасен для тех, кто хочет контролировать информацию – будь то озабоченная своим имиджем персона, корпорация или правительство. Китай Twitter просто блокирует (правда, многие китайцы все равно умудряются использовать его), и власти других стран время от времени пытаются это делать – в Египте, Иране. Однако единственным ограничением обмена информацией в Twitter была саморегуляция его пользователей – есть ли у вас в Twitter друзья, и кажется ли им ваша запись достаточно интересной, чтобы «ретвиттировать» ее дальше своим друзьям. Так было до января прошлого года. Затем Twitter.com сообщил, что впредь в отдельных странах будут блокироваться отдельные записи, если из этих стран будут получены юридически обоснованные запросы сделать это.
Хрупкая линия
Такое решение многие тогда назвали социальным самоубийством Twitter. Впрочем, это могло показаться и довольно безвредным компромиссом, который поможет избежать потенциальных судебных процессов, но, по сути, бессмысленным. Те, кто поддерживает сайт, обещали оценивать обоснованность каждого запроса на блокирование информации, но в то же время нежелательная для какого-либо правительства запись дойдет до целевой аудитории, и после блокирования в соответствующей стране она будет доступна во всех остальных.
Однако у путинской вертикали власти есть и решимость, и ресурсы, чтобы попытаться компромиссные исключения Twitter сделать нормой в России. Режим целенаправленно ограничивает свободу выражения и все более масштабно вводит цензуру – в том числе и в Интернете. (В «черном списке» главного учреждения цензуры Роскомнадзора более 600 интернет-сайтов). В среду портал PJ Media сообщил (конечно, через Twitter): Twitter уступил Владимиру Путину и осуществляет цензуру содержания в России.
Автор статьи ссылается на очень авторитетные источники – Кремль и контролируемые им СМИ. The Moscow Times на прошлой неделе известила, что «Twitter согласился блокировать доступ включенного в черный список содержания в России».
Администрация сайта микроблогов с начала марта «активно сотрудничает» с российским контролером информации и по запросу уже уничтожила аккаунт одного пользователя и ограничила доступ к пяти «информационным материалам», пишет предназначенная для зарубежной аудитории газета.
Переговоры с администраторами Twitter начались еще в ноябре прошлого года, сразу после того, как Госдума России приняла закон о запрете на распространение информации, которая может повредить детям. (Под эти нормы закона можно подвести любую информацию, которую вредной для себя считает режим). Переговоры были нелегкими, потому что, как поясняет в своем сообщении Роскомнадзор, у Twitter не хватает опыта «в сотрудничестве с учреждениями государственной власти касательно изъятия или ограничения незаконного содержания».
Однако «конструктивное отношение» администраторов Twitter помогло сформулировать «взаимоприемлемый алгоритм сотрудничества». Теперь Twitter идентифицирует пользователей в России по их IP-адресам и запрещает им доступ к информации, которая включена в «черный список» российских цензоров.
Ползучее одеяло цензуры
Такое сотрудничество уже нельзя считать исключением или компромиссом. Россия – не демократическое государство, как, к примеру, Франция, где в январе Twitter согласился «оценивать», нужно ли уничтожать записи, которые суд признал расистскими и антисемитскими и потребовал их уничтожить.
Созданный учреждениями власти России «черный список» очень длинный, он по-прежнему дополняется, исходя из понимания политических руководителей страны и чиновников о желательности информации для режима. Если Twitter действительно согласился на «алгоритм», согласно которому блокируется включенная в этот список информация, то он из средства свободы слова превращается в слугу российского авторитарного режима и в цензора информации.
Вольность критериев запрета и массовость цензуры в России, возможно, лучше всего характеризуют отдельные промахи, когда в категорию вредной информации попадают даже официальные заявления самого Кремля. Например, в категорию экстремистских материалов было включено опубликованное в августе 2011 года на сайте Кремля поздравление тогдашнего президента Дмитрия Медведева военному подразделению, сообщает РИА Новости.
В числе экстремистских и подлежащих запрету можно найти также опубликованные российскими информационными агентствами материалы. Или потому, что их переопубликовали порталы, которые цензоры считают антигосударственными, или потому, что в них появляются признанные опасными ключевые слова.
Свое заявление о решении в порядке исключения блокировать отдельные микроблоги Twitter обрамил в заверения, что он по-прежнему остается верным принципам свободы слова. Однако сам Twitter в июне 2010 года дал причину усомниться в ясности этих принципов, с восхищением сообщив о визите тогдашнего президента России Медведева в офис компании в Сан-Франциско. Это было «невероятно благородно», и «нам оказана честь», щебетал Twitter.
Огромная (и заслуженная) популярность Twitter возлагает также большую ответственность. Авторитарные режимы в наши дни научились использовать в свою пользу преимущества демократии и законности, и власть путинских чекистов делает это особо ловко и старательно. Согласившись сотрудничать с нею, Twitter причинит огромный вред не только своей репутации, но и свободе слова и беспрепятственному обмену информацией в мире, чему до сих пор успешно способствовал.
Сейчас информацию о такой угрозе для роли и репутации Twitter по-прежнему удобнее всего найти в самом Twitter. Однако, к сожалению, приходится сомневаться, могут ли ее найти все пользователи ресурса.
Перевод: Лариса Дереча.