Много говорится о перспективах Европейского союза, о будущем евро и Западной цивилизации. Латвия находится в международной системе западных межправительственных организаций и прочно связана с Западом в экономической, гуманитарной и других сферах. Однако было бы нерационально смотреть только на Запад и при этом не уделять должного внимания тому, что делают другие соседи. Тем более, что в последние годы на Востоке идет динамичное развитие Евразийского проекта, и с каждым годом он набирает все большие обороты.
Предвыборный лозунг Путина?
Неоднократно звучали обвинения в адрес действующего президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина в том, что Евразийская интеграция – исключительно популистский проект, рассчитанный на завоевание симпатий избирателей. Дескать, не выполнимы планы реинтеграции постсоветского пространства, а СНГ – всего лишь площадка для «мирного развода бывших членов единой семьи».
Если посмотреть на то, что предлагали перед парламентскими и президентскими выборами наиболее влиятельные политические силы, то очевидными станут следующие факты. Во-первых, ни одна другая политическая сила не предложила более практичного и продуманного проекта реинтеграции на постсоветском пространстве или хотя бы цельной концепции сотрудничества со странами ближнего зарубежья. Во-вторых, ни одна другая партия или кандидат в президенты не обладали столь широкой общественной поддержкой, на рельсы которой мог бы встать новый геополитический проект. В-третьих, конфликт между консервативной и либеральной частями российской элиты, кульминацией которого стали массовые демонстрации в центре столицы, вынудил консерваторов фундаментально и окончательно отделиться от либералов. Конечно, далеко не все, особенно в предвыборный период, мечтали о защите своих идеалов. Были замешаны, в том числе, материальные и карьерные интересы. Однако вопрос об идеях встал, как никогда, остро.
Либералам эпохи 90-х, которые снижали роль государства и ввергали страну в хаос, можно противопоставить только вертикаль власти и сильную государственную машину. Свободе нравов, граничащей с вседозволенностью, могут противостоять патриотизм, религия и консерватизм. Проекту России как национального государства можно противопоставить только Россию – ядро нового геополитического блока. Внутренняя политика влияет на внешнюю. Вместо взаимовыгодных либерально-коммерческих отношений, консерваторы способны предложить более тесные формы сотрудничества на международном уровне. И это особенно актуально в свете последних мировых событий.
Один в поле – не воин
Помимо предвыборной гонки и необходимости представления внешнеполитического курса для массового избирателя, есть также серьезные предпосылки создания нового блока, исходящие из сферы международных отношений. Постепенная федерализация Европейского Союза и снятие ограничений в торговле между США и ЕС со временем приведут к более глубокой интеграции Западной цивилизации. Бурный экономический рост Китая и постепенно просыпающиеся геополитические амбиции восточного соседа России также не могут не вызывать тревогу. Динамичное развитие стран Юго-Восточной Азии, претензии экономически влиятельной Японии в отношении части территории РФ также бросают вызов с востока.
Что же касается юга, то в результате необдуманной политики стран НАТО в Ираке, неопределенности обстановки в Афганистане, Арабской весны и прихода исламских фундаменталистов к власти, ситуация на юге России крайне тревожная. Локальные конфликты, беженцы, траффик наркотиков, распространение идей радикального ислама и многие другие проблемы будут угрожать странам СНГ. Поэтому перед Россией стоит дилемма: быть разорванной на части сильными игроками с Запада и Востока или создавать свой собственный полюс мировой политики, отражая опасности, исходящие с запада, юга и востока.
Великая геополитическая миссия России
Исторически Россия брала под свое крыло народы бывшей Российской империи и СССР, предоставляя военную поддержку, гарантируя политическую стабильность и экономическое развитие. Историческая Россия – не огромная империя, построенная на подавлении и насилии, как ее пытаются изобразить горе-историки. Это – органически выросший организм на евразийском пространстве. Конечно, при создании и функционировании этого организма не обошлось без конфликтов местного значения. Но это ведь было и в жизни других крупных государств.
Теперь же Россия снова становится привлекательным союзником. Посудите сами: Китай способен быть выгодным экономическим партнером, но со своей огромной экономической мощью, очень большим населением и уникальной, сложной культурой и мировоззрением он способен просто «поглотить» близлежащие страны. Поэтому политические элиты, делающие выбор в пользу Китая вполне вправе опасаться за свое будущее, ибо общества их стран будут быстро меняться.
Если кого-то привлекает каменный век исламского фундаментализма, то здесь бесполезно спорить. Однако стоит отметить, что переход от развитого светского государства к религиозному вряд ли будет лучше для народов, имеющих опыт развитого социализма. Следует помнить, что бывшие советские республики выходили из Союза с целым рядом декларируемых целей. В которые, в том числе, входили соблюдение прав человека и поддержка свободы слова. Делать радикальный шаг назад – стоит ли?
Что же до Запада, то яркие витрины капитализма всегда светили заманчиво и приветливо. Однако перспективы для бывших советских республик уже наглядно продемонстрировала Прибалтика. Потери населения Латвии уже сопоставимы с потерями в годы Великой Отечественной войны. Либеральные прозападные реформы сократили население в не меньшей степени, нежели концентрационные лагеря смерти и отряды карателей. Про состояние, например, промышленности в сравнении с советским уровнем даже говорить не хочется. Ибо здесь стоит только снять шляпу в знак скорби и сожаления. Европа показала, что ей не нужны конкуренты, и она умеет с ними расправляться.
Однако помимо экономических есть также культурные аспекты. Индивидуалистический, погружающийся в постмодернистский культ потребления и разврата Запад чужд населению коллективистских, общинных народов СНГ. Именно населению, а не прозападным элитам нужны социальная справделивость, дружба народов и традиционные народные ценности. Игнорировать этот факт, даже стремясь на Запад – невозможно. Именно поэтому именно Россия, исторически выступавшая собирательницей многих народов вновь имеет шанс стать объединяющим евразийским центром.
Союз нерушимый республик свободных...
Несмотря на то, что границы нового Евразийского Союза частично совпадают с границами бывшего СССР, о восстановлении старого Союза речи не идет. Прежде всего – это экономическое объединение. Ныне действующий Таможенный Союз России, Белоруссии и Казахстана уже дает свои плоды. Свидетельством тому динамичный рост товарооборота между тремя странами. Участие в Таможенном Союзе – суверенный выбор каждой страны. Организация Договора о Коллективной Безопасности имеет своей целью защиту суверенитета стран-участниц. Однако и участие в этой организации – сугубо добровольное.
Одно из коренных отличий от СССР – новый блок не будет отделен от остального мира. Напротив, создаваемый союз планируется как мост между Западом и Востоком – Европой и Тихоокеанско-Азиатским регионом. Об этом свидетельствуют, например, намерения приравнять таможенные требования к требованиям не только ВТО и ЕС, но и стран Юго-Восточной Азии.
Гудбай, Америка...
Геополитически данный союз – страшный сон Американских стратегов. О чем свидетельствует заявление бывшего госсекретаря США Хилари Клинтон, пугавшей мир возрождением СССР. Возможно, это отчасти и правда, но у проекта Владимира Путина и его окружения, самом деле, идея гораздо масштабнее. Известный американский стратег Збигнев Бжезинский писал, что успех США в мире будет зависеть от способности сверхдержавы управлять процессами в Евразии. Сравнивая континент с шахматной доской Бжезинский строил различные сценарии развития будущего.
Если России вместе с другими республиками СНГ удастся стать самостоятельным геополитическим блоком и одновременно мостом между Востоком и Западом, то влияние США значительно уменьшится. Зачем мирно торгующим регионам Евразии американские войска и американское оружие? Зачем нужен доллар, когда есть свои национальные и конвертируемые валюты? И, наконец, зачем нужны американские посредники при решении политических вопросов? Именно это, вместе с призраком СССР, не дает спать по ночам заокеанским мыслителям. А ведь они так старались сшить мир по-своему...
За Родину! ...за Путина?
Конечно, у Евразийского Союза есть много противников. И главные – это не заморские враги, а собственные коррупция и бюрократия. Изменение правящего класса и переход с пути эксплуатации советского наследия на путь построения нового не может пройти безболезненно. Свидетельством тому – частые коррупционные расследования. Эффективное развитие экономики и страны в целом не возможны при казнокрадстве, космополитизме и недееспособности власти. Однако следует отметить, что на данный момент кроме проекта Путина у России нет другой альтернативы. Реализация этого проекта нужна как для внутренней политической стабильности, так и для выживания страны в глобальном контексте.
В начале первых пятилеток И.В. Сталин утверждал, что путь в несколько веков СССР придется пройти за десять лет. Прошли. Победили в Великой Отечественной войне и стали мировой космической державой. Теперь же перед Россией стоят похожие задачи. Необходимо срочно модернизировать экономику и перевооружать армию. В стране большое количество нерешенных проблем. И стремительное развитие мировых событий вынуждает руководство РФ действовать решительно. Лозунг военных лет «За Родину! За Сталина!», объединял в себе любовь к родной стране и к тем идеалам, ценностям и курсу развития, которые поддерживало руководство. В современном же мире Родина, бесспорно, осталась. Смогут ли Владимир Путин и его соратники выполнить возложенную на них историческую задачу – покажет время.
Время, вперед!
Символом России всегда была удалая тройка, несущаяся вперед. Евразийская интеграция уже происходит на глазах и постепенно начинают вырисоваваться пока отдаленные контуры будущего Евразийского Союза. В центре этих процессов несущаяся в сторону развития российская удалая тройка, управляемая сильной рукой. Сможет ли российский лидер удержать эту тройку и привести ее к нужным результатам – вопрос не столь отдаленного будущего.