Примечание редактора: Это вторая часть цикла из трех статей о судьбе власти в России после того, как президент Владимир Путин оставит свой пост. В первой статье рассматривался приход Путина к власти. Вторая будет посвящена российской демографии, энергетическому сектору и политическим переменам, произошедшим при Путине. В третьей части будет обсуждаться вопрос о том, сохранится ли построенная Путиным политическая система после его ухода.
Первая часть: Россия после Путина - неизбежная борьба за лидерство
Россия сейчас переживает серьезные перемены в области демографии и в энергетическом секторе. Чтобы справиться с этими вызовами и рядом других проблем, российский президент Владимир Путин в настоящее время вносит коррективы в российскую политическую систему.
Сдвиги в демографии
143-миллионное население России, согласно большинству прогнозов, вероятно, сократится к 2030 году почти на 10%. В первую очередь это произойдет за счет этнических русских. Мусульман, напротив, как коренных, так и иммигрантов, становится больше. В результате этих двух тенденций к 2030 году они будут составлять 16% населения страны. По некоторым оценкам, с учетом нелегальной иммиграции их может даже оказаться более 20%.
Рост доли мусульман в российском населении вызывает в стране ультранационалистические настроения. В последние три года отмечались крупные общенациональные протесты с требованиями провести иммиграционную реформу и прекратить субсидировать мусульманские регионы Северного Кавказа. Одновременно происходит подъем ультраправославных настроений, и группировки религиозных виджиланте уже пытаются брать на себя ответственность за обеспечение безопасности в разных частях страны. Кроме того, снижение числа этнических русских создает трудности для российских военных. Москве пришлось умерить свои амбиции и сократить армию с 1 миллиона человек до 800 000. Перемены в области демографии вызывают сейчас в Кремле споры о том, нужно ли привлекать мусульман в армию, и если нужно, то как.
Читайте также: Демография России с региональной точки зрения
Есть еще один важный демократический фактор: взрослеет постсоветское поколение. Примерно 21% россиян были рождены после распада Советского Союза. Это меняет мировоззрение населения. Новое поколение не жило в мире холодной войны, в котором доминировали Соединенные Штаты и Россия, а во времена ельцинского хаоса эти люди были маленькими детьми, неспособными полностью осознавать происходящее. Большая часть их опыта связана со стабильной и сравнительно сильной путинской Россией. Благодаря интернету у них также имеется больше возможностей контактировать с внешним миром, чем было у их предшественников. По оценке российской социологической службы «Левада-Центр», сейчас интернетом пользуются более 50% россиян. В 2006 году им пользовались менее 10%.
Из-за этих перемен политический дискурс в России становится разнообразнее, и это создает для Кремля большие неудобства. Антимусульманские настроения и эффекты смены поколений и расширения границ политического сознания достигли критической точки в 2011 и 2012 годах, когда страну охватили масштабные антикремлевские протесты, по-видимому, заставшие Кремль врасплох. Москва попыталась отреагировать на них – внесла в государственную политику ряд серьезных изменений, понизила в должности или отправила в отставку ряд влиятельных чиновников, а затем начала применять против демонстрантов жесткие меры. В свете новой ситуации Кремль пересмотрел свои методы сохранения контроля.
Также по теме: Демографические показатели России продолжают быстро улучшаться
Сдвиги в энергетике
Одновременно с демографическими переменами по России ударили колебания глобальных энергетических рынков. Российская экономика в основном опирается на энергоносители. Нефть и газ приносят государству половину его доходов. Вдобавок энергетические отношения с другими странами - один из ключевых инструментов, обеспечивающих российским властям политическое влияние за рубежом.
Энергетика успешно служила нынешнему российскому правительству экономической базой и финансовой опорой. Высокие мировые цены на нефть, принесшие Кремлю много свободных средств, были одним из обстоятельств, которые помогли Путину так эффективно консолидировать страну в 2000-х годах. Одновременно преобладание Москвы на европейском газовом рынке позволило Москве вновь расширить влияние в бывших советских сателлитах, причем в ряде случаев - в ущерб влиянию Запада.
Однако когда цены или спрос снижаются, Кремль теряет и доходы, и влияние на западных соседей. Это и произошло в 2009 году, когда разгорелся глобальный финансовый кризис и нефть упала в цене примерно до 60 долларов за баррель. В российской экономике начался спад. Внутренний валовой продукт сократился на 8%, и финансы Кремля спас только его огромный резервный фонд. Сейчас российский бюджет формируется, исходя из предположения о том, что нефть будет стоить дороже 90 долларов за баррель. Кремль фактически поставил на этот прогноз стабильность страны, - впрочем, его валютные резервы до сих пор составляют около 530 миллиардов долларов и плюс к этому у него еще есть различные фонды на черный день в объеме около 171 миллиарда долларов.
Читайте также: Энергетическая революция вопреки планам Путина
Помимо цен на нефть, существует еще один фактор неопределенности: неизвестно, останется ли Европа главным потребителем российского газа. Многим европейским странам надоело, что Москва годами использует поставки газа для политических манипуляций, и они нашли способы диверсифицировать источники топлива – например, строя терминалы для импорта сжиженного природного газа. Вероятность появления на рынке избытка СПГ и дальнейшее развитие технологий добычи сланцевого газа угрожают позициям России, особенно в Европе. В связи с этим Россия меняет свой агрессивный подход к торговле энергоносителями с Европой и переходит на более выгодные для покупателей условия контрактов. Она также пытается компенсировать падение спроса в Европе, ища покупателей в Азии, где Москва заключает сейчас сделки с Китаем и Японией. Стоит заметить, что исторически у нее не получалось добиться в этом большого успеха.
В настоящее время многие из угрожавших российскому энергетическому сектору проблем по-прежнему не решены. Это может привести к дестабилизации власти и страны. Необходимо рассмотреть возможность ряда реформ – в частности либерализации газовой отрасли, которая покончила бы с нынешней монополией Газпрома. Вдобавок, чтобы сохранить покупателей, России придется продолжать свою дружественную к клиентам политику. Все это потребует перемен в стратегии Кремля, что тревожит российскую политическую элиту.
Также по теме: Конец газпромовским амбициям
«Новая» политическая система
На фоне всех этих фундаментальных изменений, старые схемы принятия решений правительством перестают работать. Сейчас Путин перестраивает систему, исходя из четырех задач. Во-первых, ему нужно, чтобы людей было проще менять, и чтобы система могла держаться на плаву вне зависимости от конкретных личностей. Во-вторых, он хочет, чтобы система не была вертикалью из двух кланов, а делилась на коллективные секторы. Таким образом, провал одного человека на каком-то участке работы не должен будет затрагивать другие участки. В-третьих, система должна будет включать в себя нейтральных игроков, которые пользуются в России популярностью – или с которыми россияне хотя бы чувствуют связь. Наконец, в-четвертых, необходим механизм, который позволит новым поколениям подниматься наверх, что обеспечило бы преемственность элиты.
Эта новая система получила название «Политбюро 2.0». Изначально его использовала российская консалтинговая компания «Минченко», но сейчас оно стало часто появляться в российских СМИ. У Политбюро 2.0 есть общие черты с советскими политбюро, особенно со сталинскими. Во времена Сталина политбюро были не столько формальными структурами, сколько совещаниями представителей элиты, пользующихся наибольшим доверием лидера и способных принимать решения и формировать политику в определенных областях. Сталин стоял над этой элитой и принимал окончательные решения, фактически формируя советскую стратегию.
В настоящее время система Политбюро 2.0 превратилась во внутреннюю элиту, которая принимает основные решения для страны и внешнего круга технократов. Включая Путина, играющего роль арбитра, в него входят 10 человек, но это число не фиксировано.
Читайте также: Рейтинги популярности Путина не снижаются
Как и при Сталине, Политбюро – не формальная организация. Роли его членов могут сдвигаться в случае каких-либо внешних или внутренних перемен. Действующие 10 членов Политбюро – не технократы, а стратеги, определяющие интересы России в социальной, политической, экономической, военной и деловой сферах и в сфере безопасности. У подчиняющихся им технократов нет реальной власти, и они не участвуют в принятии решений. Вместо двух кланов с их собственными иерархиями Путин сейчас создает единую группу. У каждого в ней есть собственная область, в которой он может принимать решения – что создает эффект баланса, - но никто в ней не конкурирует с другими.
Нынешнее Политбюро состоит из тех, кому Путин сильнее всего доверяет и кто при этом показал себя компетентным стратегом, хотя Путин может сменять их по мере надобности. У каждого из этих людей имеется свой сектор, на который он опирается. Например, Игорь Сечин отвечает за нефтяную отрасль, Сергей Шойгу – за военных, а Сергей Иванов – за спецслужбы. Единственное исключение – это Дмитрий Медведев, который фактически представляет группу реформаторов из второго-третьего эшелона (таких, как Аркадий Дворкович, Игорь Шувалов и - одно время – Алексей Кудрин). Сами по себе они недостаточно влиятельны, но все вместе под руководством Медведева обладают определенным весом.
В энергетическом секторе решения принимают три члена Политбюро: Игорь Сечин, Дмитрий Медведев и Геннадий Тимченко. Сечин в основном контролирует нефть, но пытается заниматься и газом. Сторонники Медведева (такие, как Алексей Миллер) возглавляют Газпром, который ведет экспансию в нефтяную отрасль. Тимченко – нефтегазовый трейдер и акционер частной газовой компании «Новатэк». Эти три человека по-разному смотрят на энергетику, а Путин служит арбитром и принимает окончательные решения.
Также по теме: Гонка преемников началась?
Особняком стоят глава Администрации президента Сергей Иванов, держащий под контролем разведслужбы, и мэр Москвы Сергей Собянин, отвечающий за обстановку в столице. Иванов уже долгое время считается одним из самых доверенных сторонников Путина, и готов отойти на задний план, когда это нужно. Собянин сейчас претендует на роль преемника Путина и старается сохранять нейтралитет.
В отличие от клановой системы, в этой системе на людей, вошедших в Политбюро, напирают их потенциальные сменщики. Помимо десятка членов Политбюро в стране есть ряд ведущих игроков второго эшелона, стремящихся выдвинуться вперед. Как уже говорилось, их существование подталкивает элиту следовать замыслам Путина и выполнять свою работу компетентно. В случае необходимости Путин может заменять членов Политбюро людьми из второго эшелона. Например, власть Медведева сейчас уменьшается, и он теряет сторонников. Путин мог бы заменить его бывшим министром финансов Алексеем Кудриным, передав ему пост премьер-министра и медведевскую роль в финансовом и энергетическом секторах. В свою очередь, место Медведева в политическом секторе мог бы занять кто-то вроде Владислава Суркова, который был лидером цивиликов, пока не впал в немилость.
Если кто-то еще показывает себя компетентным технократом или стратегом, он может подняться во второй эшелон. Таким образом, эта группа постоянно меняется, особенно по мере того, как вырастает новое поколение.