В эти дни Санкт-Петербург прекрасен. Исчезла зимняя северная серость. Солнце даже в очень позднее время суток практически не заходит. А еще оно становится причиной того, что люди почти не спят и пребывают в веселом настроении. И поскольку так называемые «белые ночи» привлекают в «российскую северную культурную столицу» тысячи туристов во время этого продолжительного праздничного периода, то отели, бары и клубы в эти дни заполнены до предела.
И немецкий производитель грузовых автомобилей MAN был не прочь насладиться красотами Санкт-Петербурга и уже охладил шампанское для подготовленной вечеринки. Однако пробки из бутылок пока не вылетают. Причина: построенный недалеко от города за 25 миллионов евро новый завод пока не может быть открыт, хотя он уже год находится в рабочем состоянии.
Немцы по каким-то непонятным причинам до сих пор не имеют возможности производить там автомобили. Томас Шнайдерхайнце (Thomas Schneiderheinze), генеральный директор фирмы MAN Truck & Bus Production RUS, в середине февраля в очередной раз объявил о начале производства - на этот раз был назван конец июня. Но это было ошибкой, как показывает сегодняшний день. Завод вот уже год работает в тестовом режиме. Официально называемая причина - отсутствие разрешения со стороны властей.
Читайте также: Спрос на машины в России растет
Представители концерна MAN не жалуются и хранят молчание
В концерне MAN, где Россию считают одним из важнейших в будущем рынков и куда до последнего времени его машины поставлялись из-за границы, категорически отказываются комментировать сложившуюся неприятную ситуацию.
«Тестовое производство уже запущено, и в настоящее время в адрес властей направлена заявка на получение лицензии, - такими словами представитель концерна, попросивший не называть его имени, пытается дипломатично принизить значение существующей неопределенности. - Как только мы получим от властей все необходимые разрешения, мы сразу же запустим серийное производство».
Однако примерно те же слова произносились уже в апреле 2011 года, когда концерн MAN принял решение прийти в Россию и когда с большой помпой было подписано соглашение об организации сборочного производства. Позднее, в начале 2012 года, открытие завода было перенесено на второй квартал 2012 года.
Когда и этот срок почти истек, представители концерна MAN объявили о том, что начало производства намечено на первый квартал 2013 года. Теперь вот уже наступило лето, но по-прежнему совершенно не ясно, когда по российским дорогам поедут первые собранные в Санкт-Петербурге грузовики.
Также по теме: Европейская рецессия добралась до Volkswagen
Путин открыто принуждает автопроизводителей
Впрочем, это вовсе не означает, что концерн MAN в России непрошенный гость. Наоборот - этот производитель грузовых автомобилей считается здесь желанным инвестором, а сам концерн в 2011 году откликнулся на приглашение многолетнего правителя Владимира Путина. Он уже давно форсирует локализацию производства - в целом во всех секторах, но особенно в области автомобилестроения.
При этом Путин использовал не только мягкое давление. Поскольку тех производителей, которые не планировали подобную локализацию, непрямым образом заставляли это сделать с помощью резкого повышения - на 30% - импортных пошлин. Не удивительно, что большинство международных производителей легковых и грузовых автомобилей довольно быстро наладили свое собственное производство в этой гигантской стране.
Проект модернизации отсталой российской автомобильной промышленности считается одним из крупных успехов Путина за рамками сырьевого сектора. Сегодня ситуация такова, что две трети продаваемых в стране автомобилей, с учетом местных моделей типа «Лада», уже производятся внутри страны. И это исторический рекорд.
11 из 15 международных стратегических альянсов в настоящее время уже занимаются сборкой автомобилей в России. В качестве задачи на ближайшие годы определено повышение доли локализации в области производства комплектующих.
Читайте также: BMW и Toyota создают альянс будщего
Внешнеторговая палата приукрашивает ситуацию
Что касается случая с концерном MAN, то он остается загадкой: никто не может или не хочет сказать, почему именно этот концерн пока не получил разрешение на производство. Детали относительно ответственных за это дело властных структур и величина уже нанесенного ущерба не сообщаются и в том случае, когда задаются конкретные вопросы. Даже глава расположенного в Санкт-Петербурге филиала Немецко-российской внешнеторговой палаты Рене Харун (Rene Harun) не демонстрирует на этот счет особую открытость.
Он раздраженно реагирует на эту тему и только признает, что имеет представление об этом деле лишь «в общих чертах». Но все это уже было. Он рекомендует обратиться к концерну MAN и вспомнить проведенный Внешнеторговой палатой осенью 2012 года масштабный региональный опрос. Из него следует, что российские регионы в настоящее время ведут борьбу за инвесторов, а Санкт-Петербург среди площадок, обладающих лучшими условиями, занимает, тем не менее, пятое место, и поэтому новые мощности немецких предприятий увеличились там на 20%.
Однако этот результат совершенно не совпадает с тем рейтингом, который недавно был составлен российским изданием журнала Forbes. В области инвестиционной привлекательности Санкт-Петербург появляется там только в последней трети тех российских регионов, где проводилось это исследование.
Недостатки Санкт-Петербурга являются в определенной мере показательными для того феномена, от которого страдает вся Россия и который, в числе многих других, способствовал тому, что эта страна занимает жалкое 112 место в индексе делового климата под названием «Doing Business», составляемом Всемирным банком.
Также по теме: Audi и BMW заметно увеличили продажи в Америке
Коррупция продолжает оставаться большой проблемой
Если, например, происходит смена губернатора, то многие достигнутые ранее договоренности оказываются под вопросом. Как в Санкт-Петербурге, так и в расположенном рядом регионе уже по крайней мере два раза менялись руководящие команды. «Стабильностью это не назовешь», - подчеркивает Франк Шауфф (Frank Schauff), глава расположенной в Москве организации Ассоциация европейского бизнеса (Association of European Business).
По мнению Шауффа, отношение российского регионального руководство к инвесторам улучшилось, что затрагивает и вопросы коррупции. Тем не менее проблема подкупа все еще существует. Поэтому весьма вероятно, что задержки с предприятием концерна MAN являются следствием того, что он настаивает на применении прозрачных процедур, о чем постоянно говорят его представители.
Естественно, не только немецкие предприниматели сталкиваются с ловушками, характерными для стран с развивающейся экономикой. Самый известный пример - это, конечно же, история с британским концерном BP. Он на собственным опыте испытал подобное давление, и его дееспособность в этой гигантской империи с каждым годом становилась все более ограниченной. Компания BP в течение долгого времени вела ожесточенные споры внутри совместного предприятия ТНК-BP со своими российскими партнерами из компании AAR.
Читайте также: Как китайский малый бизнес Москву штурмовал
В конечном итоге обе стороны были вынуждены выйти из совместного предприятия ТНК-BP. Затем оно было поглощено Роснефтью, ведущим предприятием в этой области, «за солидную цену». BP и AAR потерпели неудачу не только потому, что они, несмотря на предупреждение Путина, пошли на создание партнерства в соотношении 50 на 50 и точно не определили преимущественные права.
Но вечно манит гигантский российский рынок
«Пока преследуются общие цели, конструкция 50 на 50 подходит, - объясняет Йоахим Коэрс (Joachim Coers), председатель правления немецкой компании Tognum AG. - Риски возникают в том случае, когда цели расходятся». Фирма Tognum из Фридрихсхафена, специализирующаяся на изготовлении силовых агрегатов и энергетических установок, как раз недавно сделала первые шаги в России в качестве инвестора. Две недели назад в рамках Петербургского экономического форума было объявлено о создании совместного предприятия с российским производителем подвижного железнодорожного состава «Трансмашхолдингом». Это совместное предприятие будет собирать дизельные двигатели для локомотивов и большегрузных автомобилей, а также генераторные установки. Общий объем инвестиций составляет примерно 80 миллионов евро. Начало производства намечено на декабрь 2015 года, однако никаких гарантий относительно этих сроков нет.