Впервые за свой третий президентский срок президент России Владимир Путин посетил Азербайджан. Бывшая советская республика в перспективе вполне может занять позиции лидера на Южном Кавказе, и визит Путина стал еще одной попыткой продемонстрировать Вашингтону, что сегодня зона российских «привилегированных интересов» охватывает почти все бывшие советские республики за исключением стран Балтии.
С 2008 года США успели существенно сократить свое присутствие на постсоветском пространстве. И это пространство практически полностью перешло под влияние России во всех сферах, кроме транзитных путей в Афганистан, которые прекратят свое существование после 2014 года. Между тем Россия с радостью заполнила собой тот вакуум, который после себя оставил Вашингтон.
13 августа Путин прибыл в Баку вместе с двумя российскими военными кораблями и многочисленной делегацией министров и руководителей бизнеса. Среди них были министр иностранных дел Сергей Лавров, министр обороны Сергей Шойгу, министр энергетики Александр Новак, глава МЧС Владимир Пучков, министр транспорта Максим Соколов, министр экономики Алексей Улюкаев и Игорь Братчиков, глава российской делегации на многосторонних переговорах по Каспийскому морю. В состав делегации также вошли руководители крупнейших российских компаний, в том числе глава Рособоронэкспорта Анатолий Исайкин, глава Роснефти Игорь Сечин и глава Лукойла Вагит Алекперов.
Визит Путина состоялся всего за два месяца до президентских выборов в Азербайджане. Путин вряд ли мог выбрать более подходящий момент, чтобы публично поддержать президента страны Ильхама Алиева и попытаться укрепить связи между двумя государствами.
Читайте также: Путин избрал Азербайджан
Но, вероятнее всего, у Путина не было иного выхода. Стабильность обстановки на Южном Кавказе и, таким образом, в Средней Азии зависит от стабильности в Азербайджане. Россия рассматривает президентство Алиева в качестве продолжения курса, намеченного еще его отцом Гейдаром Алиевым, которого с Путиным связывают довольно теплые отношения. Азербайджан продолжает развивать партнерские отношения с Россией, избегая при этом вступления в полноценный альянс. И его заклятый враг Армения делает то же самое.
Путина и Ильхама Алиева связывает тесная дружба. И неспособность России предложить конкурентоспособного оппозиционного кандидата вместо обладателя Оскара и российского гражданина Рустама Ибрагимбекова гарантирует победу Алиева на президентских выборах.
В целом такой исход вполне устраивает Путина, поскольку Москва предпочитает продолжать развивать двустороннее экономическое сотрудничество, в то время как Баку постепенно сближается с Анкарой, Брюсселем и Вашингтоном.
Тем не менее, России пока не удалось убедить Азербайджан вступить в ее экономические и военно-политические структуры, такие как Евразийский экономический союз, Таможенный союз, Евразийское экономическое сообщество и ОДКБ, несмотря на то, что дискуссии по этому поводу время от времени все же проводятся.
Проблема заключается в том, что Белый дом и Госдепартамент демонстрируют все меньше заинтересованности в постсоветском пространстве, чему также будет способствовать вывод войск НАТО из Афганистана.
Также по теме: Азербайджан и Турция приступили к созданию единой армии
Между тем, Москва и Баку тесно сотрудничают друг с другом в рамках Организации черноморского экономического сотрудничества. Азербайджан является крупнейшим торговым партнером России на Южном Кавказе, который в 2012 году поставил Газпрому 1,5 миллиарда кубических метров газа. Очевидно, что лидерам двух государств было, о чем поговорить, особенно если учесть, что в состав российской делегации вошли нефтяные магнаты Сечин и Алекперов.
В настоящее время Россия обеспокоена тем, что Азербайджан продолжает набирать вес в качестве независимого экспортера энергоносителей и транзитного пункта поставок энергоресурсов из Средней Азии в Европу. Москва давно привыкла к тому, что именно Россия является главным поставщиком нефти и газа на европейские рынки.
Тем не менее, Россия стремится урвать себе кусочек неожиданной энергетической удачи Азербайджана. Российский нефтяной гигант Ронефть демонстрирует свою заинтересованность в участии в газовом проекте «Абшерон». Это поможет «Роснефти» выйти на прибыльный европейский газовый рынок в качестве конкурента еще одного российского гиганта — Газпрома. Во время визита российской делегации в Баку главы российской и азербайджанской нефтяных компаний, Сечин из Роснефти и Абдуллаев из SOCAR, подписали соглашение о сотрудничестве в области энергетики.
Нагорно-Карабахский конфликт между Арменией и Азербайджаном остается главным камнем преткновения в отношениях между Баку и Москвой, однако визит Путина не привел к каким-либо сдвигам по этому вопросу. Путин повторил, что этот спор необходимо решать политическими методами, а не посредством войны. Это стало недвусмысленным сигналом для Азербайджана, чей военный бюджет превышает государственный бюджет Армении. Потенциал армии Азербайджана продолжает расти благодаря прибыли от продажи энергоносителей.
Читайте также: Азербайджан играет большую роль в обеспечении энергобезопасности союзников США
Кремль пока не готов обсуждать новые инициативы и предложения, направленные на решение этого длительного конфликта. Во многом это объясняется тем, что Нагорный Карабах является главной гарантией политического и военного присутствия России на Южном Кавказе.
В период президентства Дмитрия Медведева Россия активно выступала в качестве посредника в решении этого конфликта, однако к настоящему времени Кремль заметно снизил интенсивность своих усилий. Это дает Вашингтону возможность укрепить отношения с Азербайджаном и Арменией и восстановить свои позиции в регионе.
США могут воспользоваться сложившейся ситуацией, предложив России сотрудничать в попытках найти способы решения Нагорно-Карабахского конфликта. Госсекретарь Джон Керри (John Kerry) неоднократно высказывался о необходимости найти выход из этого конфликта. Со времен его сенаторской деятельности, когда он поддерживал тесные связи с армянской диаспорой, он испытывает особо теплые чувства по отношению к Армении.
Однако администрация, по всей видимости, предпочла посвятить ценное время Керри решению более амбициозных, сложных и длительных конфликтов — конфликтов на Ближнем Востоке. К несчастью, это открывает массу перспектив для России, которая теперь может свободно восстановить свое влияние на Южном Кавказе.