Отношения между Россией и США практически достигли самого низкого уровня со времен окончания холодной войны. Но отношения Москвы с ее ближайшими соседями вряд ли можно назвать более теплыми.
За последние несколько недель России удалось разжечь торговые споры с Украиной и Белоруссией — а также с Молдовой, хотя об этом говорят гораздо реже — в основе которых лежат причины политического характера. Таким образом она хочет наказать своих соседей за укрепление связей с другими европейскими партнерами.
Несмотря на то, что на этой неделе в Санкт-Петербурге состоится саммит G20, напряжение в отношениях стало отражением новой борьбы между Востоком и Западом за влияние на тех территориях, которые российский президент считает своим задним двором.
Посредством своей программы «Восточное партнерство» Евросоюз предлагает шести бывшим советским республикам заключить несколько договоров политического и торгового характера. Эти соглашения во многом повторяют те соглашения, которые в 1990-х годах Евросоюз предложил другим бывшим сателлитам советского государства, таким как Польша, не обещав при этом принять их в свои ряды.
Между тем, Москва пытается убедить бывшие советские республики вступить в Таможенный союз, который она создала вместе с Белоруссией и Казахстаном и который она намеревается укреплять, чтобы в будущем преобразовать в единое экономическое пространство — в Евразийский союз.
Поскольку в ноябре 2013 года несколько бывших республик собираются подписать или парафировать (последний этап перед подписанием) соглашения с Евросоюзом на саммите в Вильнюсе, Литва, Москва изо всех сил пытается помешать этому.
Главным призом для обеих сторон является Украина — колеблющееся государство с населением в 46 миллионов человек в самом сердце Европы.
Поскольку украинский президент Виктор Янукович не поддался на льстивые уговоры Путина вступить в Таможенный союз — последняя их встреча состоялась в июле — Москва ввела ограничение на импорт украинских товаров — от стали до шоколада.
В августе в попытке еще раз продемонстрировать свою силу, Россия временно усилила контроль за экспортом из Украины, спровоцировав, таким образом, задержки, стоившие Украине миллионов долларов. Г-н Путин холодно предупредил, что подобные меры могут стать постоянными, если Украина присоединится к зоне европейской свободной торговли, чтобы последняя не смогла переклеивать ярлыки на европейских товарах и экспортировать их в Россию.
Похожие торговые споры коснулись и Молдавии, которая также рассматривает возможность заключить соглашения с Евросоюзом. На этой неделе российский вице-премьер отправился в Молдавию, чтобы предупредить ее власти о том, что подписание соглашения с Евросоюзом понизит ее шансы на разрешение конфликта вокруг Приднестровья, находящегося под влиянием России.
Ситуация с Белоруссией несколько иная. У самого автократического режима Европы нет ни малейшего шанса подписать соглашение с Евросоюзом, кроме того Белоруссия уже входит в состав Таможенного союза. Похоже, что ее грех заключается в том, что она обратилась за помощью к Китаю, а ее президент Александр Лукашенко в течение многих лет не оказывает г-ну Путину должного почтения, которого последний ожидает от своих вассалов.
Тем не менее, методы воздействия те же. В июле российский гигант «Уралкалий» вышел из экспортного картеля, в котором он состоял вместе с «Беларуськалием». Цены на поташ — ключевую статью экспорта Белоруссии — резко упали.
На прошлой неделе Белоруссия нанесла ответный удар, арестовав главу «Уралкалия» в Минске. Москва ответила ей оком за око, сократив объемы экспорта нефти в Минск и ограничив импорт молочной продукции и свинины из Белоруссии.
Нарастающее напряжение в отношениях между соседями доказывает, что г-н Путин придает огромное значение реинтеграции бывших советских республик. Евразийский союз занимает центральное место в его внешней политике.
Тем не менее, эти споры также подчеркивают границы «мягкой политики» России — даже в братских славянских государствах, которые она рассматривает как свое продолжение (хотя такое отношение, возможно, тоже является частью проблемы). Отношения между ними скорее основаны на политике кнута, чем пряника.
По мнению бизнесменов и аналитиков из бывших советских республик, кроме дешевых энергоресурсов, которые часто становятся рычагом давления, Россия не может предложить своим соседям практически ничего. Они с презрением относятся к разговорам России о воссоединении межгосударственных отраслей промышленности, которые распались на части в результате развала Советского Союза.
С момента краха СССР в 1991 году Украина и Белоруссия уже успели почувствовать себя суверенными государствами, даже несмотря на то, что стиль правления их авторитарных лидеров, воспитанных в рамках советской идеологии, мало чем отличается от стиля г-на Путина.
Силовая дипломатия Москвы позволила ей добиться некоторых успехов. Совершенно сбив с толку чиновников Евросоюза, которые в июле завершили переговоры с Арменией по вопросу о заключении соглашения с ЕС, во вторник, 3 сентября, находясь в Москве, президент этой республики Южного Кавказа объявил о намерении вступить в Таможенный союз. Такая тактика может привести к весьма плачевным результатам.
На Украине авторитарный стиль правления г-на Януковича поставил под угрозу подписание соглашения с Евросоюзом, намеченное на ноябрь. Однако агрессивное отношение Москвы к Киеву в некоторой степени смягчило отношение европейцев, и, по словам дипломатов, вопрос о подписании соглашения может быть поднят уже на этой неделе в ходе саммита G20.
Некоторые страны Евросоюза уже перестали требовать от украинского режима освобождения Юлии Тимошенко, бывшего премьер-министра и врага Януковича, которую в 2011 году посадили в тюрьму по весьма сомнительным обвинениям. На прошлой неделе один украинский оппозиционный лидер пошутил, что г-н Путин заслуживает медаль за оказание помощи в процессе интеграции Украины в Евросоюз.
Если г-н Путин к ноябрю не найдет более аппетитные пряники в дополнение к кнуту, он рискует растерять всех своих друзей.