Призывники с Северного Кавказа создают проблемы в армии. Сейчас эти конфликты почти не попадают в ленты новостей. Но недавно они гремели на всю страну. СМИ писали о массовых драках между русскими и кавказцами, публиковали фотографии, где взявшие верх кавказцы писали название своего региона зубной пастой на лбу у «подмятых» ими солдат других национальностей, выкладывали их телами слово «Kavkaz» на палубе корабля или на плацу, наносили оскорбительные надписи на спины «молодых» или приводили земляков к воротам воинских частей для разборки с командирами.
Все закончилось несколькими судебными процессами,но потом проблема как-то исчезла из СМИ . Одна из причин- призывать кавказцев стали меньше, а из некоторых республик их вообще не берут. Но этот метод -не панацея.Быть может, ситуация в армии нормализовалась, изменилась в лучшую сторону? Увы... О том, что она по-прежнему остра и, более того, приобретает новые, гораздо более опасные формы, говорили представители военных частей и военкомы на встрече с лидерами национальных диаспор в Сибири.
Этот регион давно вызывает опасения в связи с возросшей активностью ваххабитских проповедников. Россия теряет Сибирь. И захватят ее не китайцы, а ваххабиты. Теперь стало ясноно, что эта зараза проникла и в армию. Обычным стало открытое неповиновение приказам командиров, навязывание национальных обычаев, противоречащих уставу, отказ от обследования в ПНД и от прохождения осмотра у хирурга. Солдаты отказываются бриться, потому что считают себя истинными мусульманами. Вдобавок к этому большинство молодежи подвержено идеям ваххабизма.
Проблемы с солдатами с Кавказа длятся десятилетиями. Если в советское время законы и единовластие офицеров позволяли поставить их на место, то сегодня, в условиях демократического общества, неподчинение приказу не считается чрезвычайным, если оно основано на будто бы национальной культуре солдата. Нетрудно понять, что вслед за этим приходит бардак. Военные отмечают: все чаще попытки перевести проблему в политическую область и защитить якобы оскорбленные религиозные либо национальные чувства солдат становятся вразрез с уставом.
Дальше – больше: сегодня армия впервые столкнулась с ваххабизмом в своих рядах. С одной стороны, кавказцы требуют к себе в армии особого отношения (мужчины пол не моют), с другой – рвутся служить, поскольку служба в армии открывает перед ними дверь в военные училища, в органы внутренних дел, на госслужбу и так далее. Служить стало выгодно. За призыв в Дагестане дают взятку от 20-40 тысяч рублей - и до 150 тысяч. Некоторые призывники уезжают в другие субъекты РФ, где встают на учет и требуют призыва. Мы излишне политизируем призыв.
Говорим много о толерантности, но, простите, она должна быть обоюдной. Должно быть уважение и к русским. Подача звуковых сигналов днем и ночью на улицах городов – это что, толерантность? Или поведение в общественных местах отдельных граждан РФ – это толерантность? Нет. То же самое и в армии. Давайте спросим представителей воинских частей: что им говорят, когда они убывают за молодым пополнением? Спросите, какой инструктаж они получают – кого не призывать? Не брать Северный Кавказ.
Представители диаспор признают: все правда. Но по привычке ищут причину в недавнем прошлом. «То, что происходит сегодня, –ошибки со времен перестройки, когда они дала трещину в государстве. Тогда забыли про народ, забыли про армию. Сегодня мы вновь должны воспитывать людей. Если в армию одного дурака отправили, то почему все об него должны спотыкаться? Сегодня наших ребят не берут в президентский полк, не берут в элитные войска, они редко попадают в нормальные части. Однажды мы дали послабление на Кавказе, и сейчас сами страдаем от этого», – сказал общественный деятель Загир Шашаев.
Выход для улучшения качества кавказских призывников был найден простой и экзотический. Армейские чины призывают представителей национальных объединений начать работу по воспитанию призывников, но не простую, а именную. Было заявлено о намерении внедрить в работу военкоматов систему поручительства: на каждого «своего» призывника руководители диаспор будут давать письменную гарантию и нести за него личную ответственность. Метод повергает в изумление - подобное не практикуется ни в одной армии мира.
Но военные говорят, что единственное, что может привести строптивых кавказцев в чувство, – вызов старейшины «на ковер» в воинскую часть. Но возникает вопрос: может прикреплять ли к каждому персональную «няньку» –который бы объяснял, что в армии можно, а чего нельзя? То есть можно и нужно делать все, что требует устав, а нельзя – то, чего там нет. И что в армии устав главнее любых религиозных книг! Новость об угрозе ваххабизма в армии всколыхнула общественность. И начальник отдела военкомата Ханты-Мансийского АО О.Путилов стал её опровергать: «Ваххабизм в армии невозможен».
Проявлениями радикального ваххабизма занимаются органы внутренних дел и ФСБ, которые проверяют всех выходцев из Северного Кавказа, чем они занимались и не имеют ли эти люди отношения к бандформированиям. Проверяются призывники и их родственники. Мы не можем допустить, чтобы бывший боевик пошел служить и совершенствовал свои навыки. А если солдат начнет проявлять идеи ваххабизма в армии, то эти настроения будут пресечены командирами и сотрудниками военной юстиции.
Сейчас мы составили списки призывников с Северного Кавказа, которые будут розданы старейшинам с просьбой, чтобы к призыву была проведена индивидуальная работа с призывниками и их родителями. Во время отправки в войска старейшины будут подписывать поручительства за каждого призывника. Когда солдат будет знать, что за него поручились старейшины и земляки, то будет более ответственно исполнять свои обязанности, определенные воинскими уставами, понимая, что с него спросят свои же.
Мы хотим, чтобы представители общественности подключились к работе, и считаю, что комплекс мероприятий, выполненный предварительно до отправки призывников в войска, сыграет положительную роль». В интернете развернулась дискуссия на эту тему. Участники с кавказскими никами считают, что командиры должны практиковать индивидуальный подход к кавказским призывникам, что борода – это не ваххабизм, а ислам, а требование делать намаз пять раз в день надо уважать, как и нежелание мыть пол и делать другую «грязную» работу.
Их оппоненты, наоборот, указывают на главенствующее значение устава. В ответ слышатся возражения, что устав, якобы «рабский», написан еще в советское время и ни во что не ставит личность солдата. Сейчас, мол, иные времена, и устав нужно переписать – чтобы он был с бородами, намазом и мусульманскими полками, где легче все это соблюдать. Но можно ли будет отправить такой полк в бой, если подойдет время молиться?