Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Многим российским журналистам будет его не хватать. Это человек, способный комментировать в СМИ практически все. И позднее всякий раз выяснялось, что данная проблематика входит в его компетенцию. Весь остальной мир знал Онищенко главным образом из-за невероятного умения его ведомства обнаруживать проблемы с качеством импорта из тех стран, на которых другие аргументы Кремля не действовали.

Многим российским журналистам будет его не хватать. Всемогущий глава Роспотребнадзора, организации, которая защищает права потребителей, а также выполняет функции санитарного контроля, Геннадий Онищенко был снят со своей должности и получил лишь символический пост помощника председателя правительства Дмитрия Медведева.

Это человек, способный комментировать в СМИ практически все, что угодно. И позднее выяснялось, что данная проблематика действительно входит в его компетенцию. На страницы газет он чаще всего попадал в связи с выявлением дефектов в продуктах той страны, с которой Россия в этот момент решала какой-нибудь острый вопрос.
 
Но о здоровье населения главный санитарный врач России заботился и другими способами. Зимой 2011 года он предупреждал россиян, что в ближайшие дни из-за опасности заразиться гриппом лучше не выходить на улицу и однозначно избегать места скопления большого количества людей. Но москвичи не прислушались к предупреждению, и поэтому спустя два дня на самом масштабном антикремлевском митинге собралось 80 тысяч человек, рискнувших своим здоровьем.

На фронтах торговых войн

Весь остальной мир обращал внимание на Онищенко главным образом из-за невероятного умения его ведомства обнаруживать проблемы с качеством импорта из тех стран, на которых другие аргументы Кремля не действовали. И в этой сфере Роспотребнадзор совершенствовался.  В 2006 году после ссоры Владимира Путина и президента Грузии Михаила Саакашвили Роспотребназдору понадобился целый месяц, чтобы выяснить, что грузинские вина содержат пестициды. Еще две недели проверяли грузинскую минеральную воду. Все это Роспотребнадзор дополнил запретом на ввоз вин и из Молдавии, которая в то время подозрительно дружила с Грузией.
 
Между тем, с принципиальной позицией Геннадия Онищенко познакомились и польские экспортеры мяса, главным образом во время руководства братьев Качиньских. И белорусские производители молока, когда в Кремле поняли, что Александр Лукашенко действительно не будет проводить приватизацию государственных предприятий в интересах российских олигархов. Хозяин одной консервной фабрики из украинской Винницы объяснял мне в прошлом году, что он прекратил экспорт в Россию, потому что за последние три года пережил восемь запретов на ввоз продуктов в РФ.

Практически до совершенства практику запретов Геннадию Онищенко удалось довести в октябре этого года. До полудня правительство Нидерландов заявило, что в связи с обвинениями активистов Greenpeace в пиратстве оно обратится в международный трибунал, а во второй половине дня глава Роспотребнадзора сообщил, что у него есть серьезные замечания к качеству голландских сыров.

Слишком широкие полномочия

Поэтому уход Геннадия Онищенко был столь неожиданным. В это не поверил даже он сам. «Странный персонаж, сделавший это заявление, не относится к числу людей, принимающих решение», - гордо заявил Онищенко в адрес вице-премьера Ольги Голодец, которая первой сообщила о его уходе.

Согласно одной из теорий, уход Онищенко связан в первую очередь с его участием в корпоративных войнах. Роспотребнадзор – это далеко не просто ведомство главного санитарного врача. В его компетенции находится все, что хоть как-то касается потребителя. «Онищенко, конечно, был лояльным, но в настоящее время он позволил втянуть себя в конфликт российских предпринимателей, и не бесплатно», - говорил мне на прошлой неделе один из кремлевских инсайдеров на условиях анонимности.
 
Как бы то ни было, из жизни общества уходит, бесспорно, яркая фигура.  Его любили журналисты, независимо от взглядов.  Он, например, утверждал, что США построили в Грузии тайную лабораторию, откуда ведется биологическая война против России. Либералы использовали эти слова как доказательство безумства Кремля, а прокремлевские сторонники теории заговоров – как доказательство козней американцев.