В России, где в последнее время наблюдаются неспокойные события, преследуется политика, основанная на этнической и религиозной дискриминации, источником которой является беспокойство об опасности второго распада государства.
Идея возвышения вместе с постсоветским пространством, которая при каждой удобной возможности озвучивается Москвой, не совсем совместима с атмосферой, создаваемой с опорой на этнорелигиозную дискриминацию внутри страны.
Не вполне объяснима «политика русизма», которую преследует Россия, являясь носителем имперских мечтаний. Видимо, в попытках воссоздать былую силу она забывает о том факте, что этой стране свойственно наличие разных этнических и религиозных идентичностей.
Хотя президент Владимир Путин заявляет о том, что выступает против этнорелигиозной дискриминации, всем достаточно хорошо известно, в каких центрах создаются стратегии в России.
Жесткая позиция России в отношении прибывающих в страну выходцев из Средней Азии и Кавказа представляет прежде всего угрозу непосредственно для этих государств. Однако, несмотря на осознание того, что эта позиция обнаруживает гораздо большую опасность для самой России, и выражение Путиным беспокойства, те, кто разрабатывает политику на основе русского национализма, не отказываются от своей риторики.
К тому же обращает на себя внимание рост антиисламской риторики и пропаганды в России. Совершение пятничных намазов, а также массовых молитв в дни религиозных праздников вызывает беспокойство российских политиков. В то же время не ускользают от всеобщего внимания и транслируемые с пропагандистскими целями телевизионные репортажи о том, что религиозные ритуалы мусульман являются предметом беспокойства и российского народа.
Россия – страна, где наблюдается постепенный рост мусульманского населения. Причем настолько, что мусульманская идентичность – это основная религиозная идентичность в России после православно-христианской.
В России мусульмане всегда находились под контролем определенных институтов государства. Некоторые лица, представляемые обществу в качестве религиозных функционеров, осуществляют то, что диктуется этими институтами. В России всегда вызывают беспокойство религиозные деятели, находящиеся вне этого контроля, и в таком случае они под различными предлогами или попадают под арест, или становятся жертвами кампании по дискредитации. Это стиль, оставшийся после советского периода, хотя бесконтрольных религиозных лидеров не жалуют не только в России, но и в бывших советских республиках, несмотря на приобретение ими независимости. Поэтому страны, которые даже желали установить глубокие связи с исламом, предпочитают дистанцироваться от этой религии. Путин старается не демонстрировать недостаток уважения к религиозным представителям мусульман. Однако в первую очередь ситуация на Северном Кавказе привела к тому, что Россия всегда с осторожностью относится к исламу. В основе кампаний по поношению ислама лежит именно ситуация в этом регионе. Тем не менее, несмотря на все усилия и антиисламскую пропаганду, интерес и уважение российской молодежи к исламу возрастает.
В этой связи прежде всего привлекают внимание религиозные группы, прибывающие из Саудовской Аравии. Распространение концепции служения исламу с радикальных позиций приводит к росту антиисламизма на этой территории.
При рассмотрении деятельности религиозных организаций саудовского происхождения становятся понятными причины напряженности. С каждым днем все чаще отмечается, что деятельность таких организаций наносит существенный ущерб исламским ценностям.
Сегодня можно говорить о попытках помешать тем, кто получил или желает получить религиозное образование в Турции. Основная причина предоставления больших возможностей для получения такого рода образования в Иране или Саудовской Аравии состоит в нежелании появления бесконтрольных религиозных функционеров. Ведь существует опасность того, что получивший образование в Турции богослов может распространить свою деятельность на более широкую платформу. Между восприятием религии, существующим в Иране или Саудовской Аравии и в Турции, имеются существенные различия. Исламское образование турецкого происхождения способно соответствовать уровню понимания и представления широких народных масс и создавать духовную атмосферу для общества в целом. Духовное общество в такого рода странах опаснее радикалов. В то время как радикалов можно отнести к террористам, приклеить ярлык «террориста» к тому, кто получил религиозное образование в Турции, сложно. Таким образом, Россия и другие подобные страны скорее предпочтут находящегося под контролем радикала, нежели кого-то, кто вне какого-либо контроля разделяет мир и любовь через исламское размышление.
Для широкомасштабного плана и программы важно, чтобы Турция в этом регионе являла собой всеобщий пример, поскольку исламские ценности и несение знамени исламской философии имеют не менее важное значение, чем сам ислам.