Сегодня мы, без сомнения, стали свидетелями одного из переломных моментов современной истории. Президент РФ Владимир Путин подписал с властями Крыма договор о вступлении полуострова и Севастополя в состав Российской Федерации. До этого он произнес 40-минутную речь перед Советом Федерации, которую многие аналитики, в том числе и западные, уже назвали одним из его сильнейших выступлений. Британский обозреватель Шон Уолкер свел его к следующему тезису: «Если Запад постоянно игнорирует международное право, то же самое будет делать и Россия».
Конечно, этим выступление Владимира Путина не ограничилось. Значительная его часть была обращена к гражданам России, так сказать, нацелена на внутренний рынок. Это и фразы, что русские своих не бросают, и обвинения нового киевского руководства в притеснении русскоязычного населения, и, конечно, слова о том, что Крым никогда не будет «бЕндеровским». Именно так, через букву «е», что особенно оскорбляет поклонников Степана Бандеры. Естественно, и президент РФ, и его спичрайтеры знают, что фамилия лидера ОУН пишется через букву «а». Однако именно «бЕндеровцы» стали в последние месяцы ведущей темой в российских СМИ, и Путин не преминул об этом напомнить.
В части выступления, адресованной Западу, Путин несколько раз подчеркнул, что Россия хочет поддерживать дружеские отношения с западными партнерами, хорошо относится к НАТО, но только не тогда, когда эта организация находится у границ РФ. Тем самым Владимир Владимирович дал понять, что будет резко против вступления в Североатлантический альянс Украины. И подчеркнул, что Кремль не намерен «расчленять» Украину и аннексировать другие части страны, заявив, что «сама Украина прежде всего должна быть заинтересована, чтобы права и интересы людей были гарантированы» и что «только сами граждане Украины в состоянии навести порядок в собственном доме». Тем не менее он добавил, что Россия будет всегда защищать интересы соотечественников, оставив дверь приоткрытой.
В своем обращении Владимир Путин дал понять, что присоединение Крыма – свершившийся факт, и отступать Россия не намерена. Причем в этом он косвенно обвинил Запад, который, по его мнению, перешел черту в случае с Украиной и поставил под угрозу национальные интересы Российской Федерации: «Россия оказалась на рубеже, от которого не могла уже отступить. Если все время сжимать пружину, она разожмется».
Аннексия Крыма становится важнейшим событием в Европе после распада СССР, она несет серьезные геополитические последствия и открывает дорогу для очередного постперестроечного передела карты Евразии и даже пересмотра послевоенных границ. Начало этому процессу было положено раньше, с провозглашением независимости Косова в 2008 году. Об этом вспомнил в своей речи и Путин. «В Косово показали, что никакого разрешения центральных властей для объявления независимости не требуется. И Конституционный суд ООН подтвердил это», — заявил он.
Чуть позже, в августе 2008 года произошел военный конфликт Грузии с Россией и признание независимости Абхазии и Южной Осетии Кремлем. С тех пор Косово признали 108 государств–членов ООН (РФ в это число не входит), а Абхазию и Осетию – 6 и 5 членов ООН соответственно, в том числе Россия. Примечательно, что руководство Косово также не признало Абхазию и Осетию, президент республики Фатмир Сейдиу заявил, что «признание многими странами независимости Косова не может «служить оправданием» для решения России признать независимость Южной Осетии и Абхазии. В вопросе независимости Южной Осетии и Абхазии косовские власти «стоят на стороне ведущих стран мира».
Однако есть одно принципиальное отличие — и Косово, и Абхазия с Осетией стали независимыми, по крайней мере формально, о вхождении их в состав другого государства речи на официальном уровне не шло. Аннексия Крыма может стать следующим шагом к пересмотру послевоенной картины мира, первым случаем в послевоенной истории Европы добровольного отделения части одного государства и присоединения к другому. Что в свою очередь создает прецедент в международном праве. Существует вероятность, что теперь снова будет поднят вопрос о воссоединении Южной Осетии с Северной в составе России. С Абхазией, как считают эксперты, вопрос сложнее, так как большинство жителей республики выступают все же за независимость. Возможно, захотят добиться пересмотра своего статуса другие непризнанные государства, такие как Нагорно-Карабахская Республика и Приднестровье.
Цепная реакция может протянуться и дальше, ведь спорные территории и «сепаратистские настроения» есть и в других государствах Таможенного и Европейского союзов. К примеру, некоторые эксперты считают, что за большую автономию может выступить Северный Казахстан. В Европе в следующем году должен пройти референдум о независимости Шотландии, а уже в ноябре нынешнего года за отделение от Испании будут голосовать в Каталонии. Глава Каталонии Артур Мас на днях пригрозил, что регион может принять решение о независимости в одностороннем порядке, хотя надеется избежать такого варианта. Причем Украина также рискует оказаться в центре этого процесса. И речь не только о юго-восточных областях, которые теоретически могут последовать за Крымом, но и о Бессарабии, на которую давно претендует Румыния, или о Закарпатье, где сильны провенгерские настроения.
Некоторые политологи предполагают, что на самом деле Запад и Россия уже негласно заключили соглашение. И за то, что Крым войдет в состав РФ, Кремль признает новое руководство Украины и не будет пытаться аннексировать юго-восток страны. Тем более что и западные страны последние десятилетия вольно обращались с международным правом (достаточно вспомнить о Югославии, Ираке, Ливии и других горячих точках). По этому поводу Путин тоже не преминул сделать выпад в сторону Запада. «Нам говорят, что мы нарушаем нормы международного права. Хорошо, что они вспомнили, что существуют нормы международного права. Лучше поздно, чем никогда», — заявил он.
Но если США не готовы окончательно расстаться со статусом лидера монополярного мира, а в случае быстрого признания аннексии Крыма произойдет именно это, Запад должен сделать свой ход. До сих пор Европа и США ограничивались беззубыми санкциями: ну что такое ограничение въезда для нескольких десятков должностных лиц и замораживание их активов, которых, может, и вовсе нет в этих странах? Европа, которая имеет достаточно тесные экономические, особенно энергетические, связи с Россией, тянула с более серьезными мерами, так как они могут стать убыточными и для ЕС.
Тем не менее сейчас, особенно под давлением США, Европа вынуждена пойти на серьезные шаги вплоть до эмбарго на поставки оружия, ограничения в торговле, замораживание российских активов, давление на финансовый сектор. Если Запад хочет показать Кремлю, что не потерпит его ревизионистской политики, он должен будет консолидироваться и согласовать санкции, которые смогут нанести серьезный удар по и без того не самой крепкой экономике РФ и даже изолировать страну на политической арене. Вопрос в том, готова ли Европа нести издержки от таких мер. Если да, мы стоим на пороге «холодной войны». Британский министр иностранных дел Уильям Хейг уже заявил, что Великобритания приостанавливает экспорт оружия в Россию и отменяет совместные морские учения. Он также подчеркнул, что Россия вступает на путь изоляции, но «еще не поздно применить дипломатические усилия».
Российский МИД в свою очередь пригрозил ответными санкциями, дескать, что «попытки говорить с Россией «языком силы», угрожать российским гражданам санкциями ведут в никуда». «Принятие рестриктивных мер – это не наш выбор, однако, понятно, что без адекватного ответа со стороны России введенные против нас санкции не останутся», — говорится в сообщении.
Стоит отметить, что и в своей речи Владимир Путин дал понять, что Россия готова к санкциям, и почти сразу после этого выразил благодарность народу и руководству Китая, которое рассматривает «ситуацию вокруг Крыма во всей ее полноте». Это явный намек на то, что в случае западных санкций Россия усилит сотрудничество с КНР. Однако во время голосования в Совбезе ООН за резолюцию о целостности Украины Китай не проголосовал против, а воздержался, что может свидетельствовать о выжидательной позиции Пекина. К тому же слова о готовности России к санкциям могут быть больше бравадой, нежели реальностью, но, безусловно, меры Запада станут настоящим стресс-тестом для российской экономики, да и государства в целом.
События в Крыму в очередной раз продемонстрировали, насколько ошибся американский политолог Фрэнсис Фукуяма со своим «Концом истории». Очевидно, что история не закончилась, а вышла на новый виток, но будет ли он новым или только повторением предыдущего цикла с «холодной войной», противостоянием восточного и западного блока в Европе и других частях мира, покажет время.