Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Рост значимости России в урегулировании международных конфликтов

© CC0 / Public DomainПоль Деларош. Портрет Петра I, 1838
Поль Деларош. Портрет Петра I, 1838
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После распада Советского Союза образовалась новая Россия, однако она уже не была той сверхдержавой, что прежде. Современная Россия принципиальным образом отличает от России конца 90-х годов прошлого века. Опираясь на собственный потенциал, эта страна пытается позиционировать себя как мировую сверхдержаву, обладающую соответствующими ресурсами влияния на мировые процессы.

После распада Советского Союза образовалась новая Россия, однако она уже не была той сверхдержавой, чтопрежде. Укрепление позиций России на международной арене, помимо решения многочисленных проблем переходного периода, стало одной из приоритетных задач политического руководства этой страны. Особенно ярко это проявилось с приходом к власти Владимира Путина, причем сохранение таких сильных позиций мы наблюдаем и сегодня.

Одним из моментов, помогающих понять рост значимости России в мировых процессах, является ее участие в урегулировании международных кризисов. Принимая во внимание последние события на Украине, изучение данного спектра российской внешней политики представляет значительный интерес.

После окончания холодной войны и вплоть до нынешнего дня многие страны мира сталкивались с проблемой внутренних конфликтов, которые, несмотря на свою локальность, часто становились основанием для вмешательства крупных держав, осознающих угрозу своим интересам, и таким образом приобретали уже международный характер. Наиболее масштабные кризисы, в решении которых Россия принимала самое активное участие, произошли в 1992 году в Боснии, в 1998 в Косово, в 2008 в Грузии, в 2011 в Сирии и в нынешнем году на Украине.

Гражданская война в Боснии в 1992 году

Независимые республики, образовавшиеся в результате распада Югославии в 1991 — 1992 годах, начали войну друг с другом. Противостояние дошло до того, что другие крупные державы, в том числе Соединенные Штаты и Россия, подключились к решению проблемы. На первом этапе кризиса в 1992 — 1993 годах Россия занимала относительно скромную позицию и поддержала тогда все основные резолюции ООН, однако заявила о своем несогласии с решением НАТО предпринять военное вмешательство в югославский кризис. В целях адекватной оценки этого несогласия и формы его выражения необходимо вспомнить положение России на том временном этапе. Тогда российское руководство занималось преимущественно проведением внутренних реформ и приведением своих национальных структур в соответствие либеральной системе. К тому же, ввиду ослабления позиций России и ее могущества эта страна лишилась возможности уверенно заявлять о своем несогласии с какими-то мерами и оказывать серьезное влияние на ход гражданской войны в Боснии.

Читайте также: Путина не победить - он уже выиграл

Война в Косово в 1998 году

В 1998 году началась гражданская война в бывшей южной провинции Югославии Косово, выступившей за отделение от Сербии. Тогда НАТО приняло решение положить конец этому кризису военными мерами в обход ООН. Еще до того, как стало известно о решении Соединенных Штатов и НАТО предпринять военную агрессию, Россия поддержала резолюции ООН, осудившие сербское правительство, хотя Борис Ельцин, занимавший тогда пост президента этой страны, много раз заявлял, что его страна ни при каких условиях не согласится с военным вмешательством в косовский кризис. Помня о пренебрежении его позицией по поводу боснийского конфликта, для решения косовской проблемы российское руководство попыталось использовать законодательные механизмы ООН и помешать Соединенным Штатам и НАТО повторить боснийский сценарий. Объединившись с Китаем, Россия даже угрожала наложить вето на резолюции ООН, однако добиться успеха ей тогда так и не удалось. Следует отметить, что на тот период эта страна, несмотря на относительное улучшение ее внутренней обстановки, еще не достигла необходимого уровня могущества для достижения своих целей при решении международных вопросов.

Разрушения в Цхинвали


Грузинский кризис в 2008 году

Августовский кризис 2008 года, в результате которого произошло прямое военное столкновение России с Грузией, является важным эпизодом для оценки потенциала России в реализации ее задач на фоне региональных кризисов. После произошедшей в 2003 году в Грузии «революции роз» к власти в этой стране пришло прозападное правительство. Оно поддерживало чеченских боевиков, требовало вывести с грузинской территории российские военные базы, противодействовало вступлению России во Всемирную торговую организацию, запустило проект строительства нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан, выступило с предложением в адрес НАТО разместить у себя системы противовоздушной обороны и, наконец, было ответственным за убийство русских в период военного нападения на сепаратистские регионы. Все это вызвало бурю недовольства со стороны России. За время президентства Владимира Путина Россия благодаря своей практичной стратегии смогла значительно повысить свой международный статус. В качестве доказательства данной точки зрения можно указать на то, с какой беспрецедентной решимостью российское руководство ответило на угрозы, прозвучавшие со стороны Грузии, ведь Михаил Саакашвили и его западные союзники совсем не ожидали такой реакции.

Также по теме: Россия - экономический карлик

Гражданская война в Сирии в 2011 году

После успешного опыта России в военном сдерживании Грузии она стала еще более уверенно поддерживать национальное правительство Сирии - в противовес внутренней оппозиции и вмешательству мировых держав - и продолжает это делать до сих пор. Так, объединившись с Китаем, Россия смогла наложить вето на антисирийские резолюции в Совете Безопасности ООН. Барак Обама многократно угрожал начать военную кампанию против Сирии, однако, натолкнувшись на решительную поддержку Россией сирийского правительства и признав факт сохранения в Тартусе российской военно-морской базы, он был вынужден отказаться от силовых методов и начать политическое урегулирование кризиса посредством переговоров.

Украинский кризис в 2014 году

По мнению некоторых аналитиков, данный кризис обусловлен не столько внутренними причинами, сколько внешними провокациями. Исходили они от западных стран (Соединенных Штатов - в особенности) в ответ на рост активности России в плане поддержки правительства Башара Асада. Украина и, в частности, Крым ввиду своего стратегически важного положения имеют огромное значение для России. Последние события на Украине произошли в тот момент, когда, пережив «оранжевую революцию» и правление прозападных лидеров, благодаря усилиям кремлевского руководства эта страна вновь стала «возвращаться в объятья своего могущественного соседа». Запад во главе с США вовсе не ожидал подобной реакции Москвы на данные провокации. Если в самом начале кризиса российская сторона воздерживалась от каких-либо комментариев, то на каком-то этапе она взяла инициативу в свои руки, провела референдум в Крыму и включила полуостров в состав своего государства.

Серьезный подход и упорство России в урегулировании международных кризисов, которые можно трактовать как своего рода реализацию тактики посреднической войны, демонстрируют не только важность для нее тех стран, в которых происходят данные кризисы, но и возросший авторитет Москвы на глобальном уровне. Анализируя разные международные кризисы и роль в них России, создается впечатление, что успех ее в решении данных проблем полностью зависит от собственного международного престижа. Современная Россия принципиальным образом отличает от России конца 90-х годов прошлого века. Опираясь на собственный потенциал, эта страна пытается позиционировать себя как мировую сверхдержаву, обладающую соответствующими ресурсами влияния на мировые процессы. Так, проведенный анализ показывает, что со временем и изменением международного положения России меняется и ее реакция на международные и региональные кризисы.