Как и в Афганистане в 1979 году, Россия заставляет западные страны поверить, что готова отвести своих солдат, но в итоге не делает этого. Военное вмешательство, «федерализация» Украины, дальнейшая дестабилизация страны — у нее достаточно карт в рукаве.
Россия продолжает сосредотачивать войска у восточных границ Украины под прикрытием учений, в которых принимают участие несколько десятков тысяч солдат. Призывы европейских и американских лидеров к отводу войск оказались напрасными.
Владимир Путин заявил Ангеле Меркель, что отдал своим войскам приказ отступить. Однако в действительности этого не произошло. Военные части действительно пришли в движение, но речь шла не об отходе, а о «смене караула».
Канцлер посчитала нужным сообщить о своем «разочаровании». Если отойти от языка дипломатии, она совершенно обоснованно считает, что президент России ее попросту надул.
Причем в нынешнем украинском кризисе это происходит уже не впервые. В феврале у Ангелы Меркель сложилось впечатление, что Путин согласился с ее предложением по формированию «контактной группы». На самом деле президент России лишь принял к сведению эту идею, которая на самом деле совершенно не отвечала его интересам, потому что такая контактная группа стала бы препятствием для планов по аннексии Крыма.
Брежнев и его «телеграфист»
Такая двусмысленность в поведении московского руководства стала обычным делом еще во времена СССР. После вторжения в Афганистан в декабре 1979 года генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев в ходе конфиденциального разговора пообещал президенту Франции Жискару д’Эстену, что намеревается в скором времени вывести войска. Движение на советско-афганской границе создали иллюзию того, что Кремль сдержал данное слово.
Возгордившись прекрасными личными отношениями с советским руководством и достигнутым «дипломатическим успехом», французский лидер сообщил хорошие новости своим коллегам по большой семерке на саммите в Венеции. После этого промаха Франсуа Миттеран иронически назвал Жискар д’Эстена «телеграфистом Брежнева». Советские войска оставались в Афганистане до 1989 года.
У Ангелы Меркель нет ни малейшего желания стать инструментом в руках президента России. Но, как и Барак Обама с европейскими коллегами, она не знает его истинных намерений.
Сосредоточение российских вооруженных сил на восточной границе Украины и беспорядки в трех крупных городах востока страны, Донецке, Харькове и Луганске (там радикально настроенные пророссийские группы добиваются независимости или даже присоединения к России), способствуют дестабилизации киевского правительства. Приоритетная задача Владимира Путина — не позволить Украине попасть в руки Запада, сделать ее слабым и безвольным государством, которое никуда не денется из российской сферы влияния.
Три гипотезы
В такой ситуации стоит рассмотреть три гипотезы. Россия может провести военное вмешательство в русскоязычных регионах на востоке и юге Украины в ответ на «призыв о помощи» самопровозглашенных властей. Требование независимости с опорой на референдум может стать шагом на пути присоединения этих регионов к России.
Менее радикальным вариантом, чем раздел Украины, стало бы создание своеобразного коридора на юге страны, который соединил бы Россию, Крым и... Приднестровье (область в Молдавии, которая была оккупирована 14-й российской армией после распада СССР).
Это стало бы серьезной провокацией, которую Запад уже никак не смог бы проигнорировать. Она привела бы к новым, куда менее косметическим, чем сегодня, экономическим санкциям с его стороны. Поэтому не факт, что Путин решится на такой шаг. Кроме того, у него нет в этом и особой необходимости.
Вторая гипотеза предполагает проведение международных переговоров, которые приведут к «федерализации» Украины с подачи Москвы и согласия Запада. Министр иностранных дел России Сергей Лавров представил это предложение своему американскому коллеге Джону Керри во время недавней встречи в Париже, однако тот ответил отказом.
В Москве уже подготовили проект нового государственного устройства Украины. На смену унитарному государству должна прийти свободная федерация региональных образований, у которых есть право проводить независимую политику по отношению к соседним государствам. Другими словами, русскоязычные регионы смогут установить привилегированные связи с Россией. Это не будет открытой аннексией, но на деле мало чем будет отличаться от нее.
Если этот проект, который в штыки воспринимает новое киевское правительство, не увенчается успехом, у России найдется и другое средство давления. Такова третья гипотеза — продолжение нынешней дестабилизации с военными учениями на границе, демонстрациями и захватом государственных зданий в русскоязычных городах, шантажом вокруг цен на поставляемый газ, запретом украинского экспорта в Россию и т.д.
Цель в том, чтобы разжигать нестабильность, которая не даст провести намеченные на 25 мая президентские выборы в нормальных условиях. И не позволит утвердиться в Киеве законной власти. Тогда Украина превратится в несостоявшееся государство и не сможет стать примером настоящей демократии в славянском мире, у самых российских границ.