Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Путин не может играть роль вежливого демократа

Путин знает, что не может играть роль вежливого демократа. Запад заблуждается на его счет: он не собирается возрождать империю, он всего лишь хочет восстановить то, что Россия потеряла. У него появилась возможность забрать назад Крым, и он это сделал, но не он все это начал

© РИА Новости Сергей Гунеев / Перейти в фотобанкПрезидент России Владимир Путин отвечает на вопросы журналистов на пресс-конференции по итогам саммита АТЭС
Президент России Владимир Путин отвечает на вопросы журналистов на пресс-конференции по итогам саммита АТЭС
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Путин знает, что не может играть роль вежливого демократа. Запад заблуждается на его счет: он не собирается возрождать империю, он всего лишь хочет восстановить то, что Россия потеряла. У него появилась возможность забрать назад Крым, и он это сделал, но не он все это начал. Путин — прагматик, который умеет пользоваться моментом.

От нашего парижского корреспондента — «Я знаю, что мое мнение выбивается из общего хора», — говорит Элен д’Анкосс, сидящая в гостинной с видом на Французскую академию, пожизненным секретарем которой она является. Она родилась в Париже в 1929 году в семье грузинских эмигрантов Зурабишвили. Среди ее предков есть российские аристократы, что предопределило ее интерес к истории. Она первой предсказала распад СССР уже в 1978 году в своей изданной в Италии книге «Расколовшаяся империя». Ее авторитет как ученого неоспорим. Ее суждения, оправдывающие путинскую Россию, «не совпадают с доминирующим мнением», как говорит она сама.

Corriere della Sera: Вам не кажется, что Путин становится все большим радикалом?

Элен д’Анкосс
: Нет. Путин — прагматик, который умеет пользоваться моментом. У него появилась возможность забрать Крым, и он это сделал, но не он все это начал. Мы во многом ошибаемся: прежде всего, Путин не собирается возрождать империю, он всего лишь хочет восстановить кое-что из того, что Россия потеряла.

— Киев обвиняет Путина в желании развязать третью мировую войну.

— Путин гораздо осторожнее, чем кажется. Конечно, не он развязал события на Украине. Демострации на Майдане в Киеве начались спонтанно, а восточная Украина действительно настроена пророссийски. После Крыма Путин стоит перед искушением захватить Донецкий коридор ради географического единства, но, мне кажется, что он на это не пойдет. Европа должна вести переговоры с Киевом и Москвой, не позволяя США и НАТО оказывать чрезмерное влияние на свои решения.

— В Париже достаточно жестко критикуют Кремль...

— Это на словах. Франция умеет проводить тонкую политику. К примеру, договор о поставке Москве двух военных кораблей класса «Мистраль» не был расторгнут, рассмотрение вопроса было отложено до октября. Европа делится на страны, основавшие Европейский Союз (они проводят более взвешенную политику), и такие проамерикански и антироссийски настроенные государства, как Польша и прибалтийские республики, недавно вошедшие в ЕС и требующие, чтобы Брюссель занял более жесткую позицию.

— Вы считаете Россию демократией?

— Российское правительство авторитарно. Путин знает, что размеры, историческое прошлое страны и ужасающая коррупция требуют авторитарности. По мнению Путина, такая большая страна, как Россия, может найти свой национальный вариант демократии, опираясь на традиции.

— Что вы думаете по поводу знаменитой фразы о том, что распад СССР представлял собой «самую большую геополитическую катастрофу XX века».

— Конечно, удобно интерпретировать ее как выражение сожаления, но это означает полное непонимание. Это чувство нельзя понять, если вы не читали Солженицына, если знаете, что писал Ключевский о Петре Великом. Правда в том, что конец империи — это всегда катастрофа, это землетрясение.

— Вы встречались с Путиным? Ему известно нелестное мнение о нем Запада?

— Я впервые встретилась с ним в 2000 году в Кремле по его приглашению. (Элен Каррер д’Анкосс показывает фотографию). Что касается его имиджа, то, по-видимому, у него плохие советники, выросшие в советскую эпоху. Вероятно, они помогли ему создать образ бесстрашного лидера, который ловит рыбу с обнаженным торсом.

— Этот культ личности шокирует европейцев.

— Говорят, Путин восхищается личностью Петра Великого, который никогда не демонстрировал мускулов. На него скорее в некотором смысле влияет Сильвио Берлускони, к которому он испытывает искренние дружеские чувства. Путин уверен в том, что он не может себе позволить поведение вежливого демократа, так как он опустился бы до ранга чешского или польского президентов, а ведь он — глава великой России, а это другая степень ответственности.

— Что вы скажете о сегодняшнем российском обществе? Путин выражает его чаяния?

— Россияне (я говорю о нарождающемся среднем классе, а не об олигархах) хотят порядка и уверенности в будущем. Их ужасает мысль о возвращении прошлого. Какая там ностальгия по СССР! Они купили себе квартиры и машины, им нравится путешествовать, но все это произошло недавно, и будущее ненадежно. 25 лет тому назад они были изолированы от окружающего мира, и они боятся, что двери снова захлопнутся. Путин умеет заверить их в обратном.