После того, как Россия отобрала у Украины Крым, россиян охватил энтузиазм. Однако этот имперский наркотик не действует на бизнесменов и менеджеров, которые осознают, какова реальная экономическая ситуация в стране.
Сегодня россиянам нравится все. В первую очередь — автор крымской победы Владимир Путин, которого, как показывают опросы независимого «Левада-центра» поддерживает 82% соотечественников. Им нравится даже то, что происходит на все еще неспокойном Северном Кавказе. Тех, кто считает, что обстановка там улучшается, стало в три раза больше, чем тех, кто оценивает ее пессимистично.
«До Крыма» сильной критике подвергалась новая система образования, авторы которой, по мнению среднестатистического россиянина, уничтожили лучшее в мире советское просвещение. «После Крыма» процент сторонников реформ в школах резко увеличился.
Между тем, возвращение полуострова, как выразился Путин, в «родную гавань» кажется лекарством от всех бед далеко не каждому. Всеобщего оптимизма не разделяют руководящие кадры: две трети менеджеров и чиновников полагают, что ситуация в стране становится все более напряженной. Три четверти россиян, занимающих руководящие должности, полагают, что государство все сильнее ограничивает права и инициативы граждан, что ведет к застою. 80% предпринимателей считают, что экономическая ситуация ухудшается.
«Наш рынок сокращается», — говорит мой знакомый, совладелец известной торговой сети, объясняя это падением покупательской способности населения. Зарплаты в рублях официально растут, но в пересчете на доллар — уменьшаются. А это гораздо важнее, потому что подавляющее большинство продающихся в его магазине товаров, привозят из-за границы.
В апреле 2013 года россиянин зарабатывал в среднем 950 долларов, в прошлом месяце — уже только 830. Средняя пенсия год назад доходила до отметки в 325 долларов, а сейчас упала до 305.
А цены растут. Это заметно хотя бы по молочным продуктам. В декабре литр молока в мягком пакете в сети моего знакомого можно было купить за 29 рублей. Сейчас упаковка в 0,9 литра строит на треть больше. Федеральная служба государственной статистики подсчитала, что продовольственная корзина россиянина подорожала с начала года на 17%. Повышение цен наносит удар по самым бедным. Если курс рубля продолжит падение, цены продолжат расти, потому что импорт невозможно заменить своей продукцией. В России крестьянам платят за скупаемое у них молоко на 33% больше, чем в Польше, и однако же это производство остается нерентабельным. По сообщению агентства «Интерфакс» за первые четыре месяца 2014 года объем импорта продовольственных товаров уменьшился на 7%.
Министерство экономического развития продолжает корректировать свои оценки экономики в сторону снижения. Оно продолжает уверять, что в этом году будет наблюдаться рост, хотя лишь на полпроцента. Между тем, экономисты все чаще говорят о рецессии. Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин доказывает, что она началась еще в 2011 году, то есть задолго до украинского кризиса и угрозы западных санкций, которые ускорили падение рубля и бегство капитала. Газета «Ведомости» опубликовала анализ, из которого следует, что потребление электроэнергии промышленностью снизилось за три первых месяца года на 7%: и это доказательство серьезного кризиса. Бизнесмены, настроения которых изучал «Левада-центр», напоминали, что в 2013 году направленные против предпринимателей действия государства привели к прекращению деятельности 400 тысяч малых предприятий.
Несмотря на всеобщую крымскую эйфорию 53% российских бизнесменов полагают, что в 2018 году, когда подойдет к концу третий президентский срок Путина, у руля страны должен встать кто-нибудь другой.