Лондон. — В ходе недавних импровизированных референдумов в Донецкой и Луганской областях, которые не признал Запад, незначительное меньшинство правомочных избирателей проголосовало за отделение от Украины. Теперь некоторые политики и аналитики задаются вопросом: если эти люди открыто проголосовали за «независимость», то разве мы не обязаны учитывать их мнение, думая о будущем Украины?
Кремль и российское Министерство иностранных дел высказывают аналогичные мысли и внимательно управляют сознанием людей. В действительности же Кремлю безразлична судьба русских и русскоязычных избирателей восточных областей Украины. Их беспокоит то, что Украина, у которой появился крупный сепаратистский анклав в Крыму, может вступить в НАТО и в ЕС.
В западной Европе у России весьма отзывчивая аудитория. Германия не хочет усиливать конфронтацию с Россией и вводить новые санкции, способные ослабить российско-германскую торговлю, которая в настоящее время процветает. Германия покупает в России газ и сырьевые материалы на миллиарды евро и продает ей поезда и турбины производства Siemens, а также автомобили «Мерседес» и «Фольксваген».
Однако Ангела Меркель и Барак Обама понимают, что если они не отреагируют на действия России прямо сейчас, им либо придется смириться с российской агрессией, либо выступить против нее, пойдя на более серьезный экономический и политический конфликт. Безусловно, в реальной войне Запад не заинтересован.
После визита Меркель в Вашингтон в начале мая Соединенные Штаты и Германия на протяжении двух последних недель ведут консультации о деталях будущих мер, которые необходимо принять в отношении Украины. Действующие в настоящее время санкции считаются недостаточно эффективными, и США с Германией наверняка хотят поднять ставки для России, надеясь удержать ее от дальнейших попыток расчленения «братской славянской страны». Как считают специалисты из Европы и США, альтернативой этому является очередная и вполне вероятная холодная война либо даже «горячая» война в Европе.
В этом конфликте есть еще один аспект, который пока не поняли США, но за которым внимательно следят в европейских столицах. Речь идет о внешнеполитическом значении внутренних идеологических трансформаций в России. Руководители этой страны и общественные деятели сегодня разглагольствуют о евразийстве и об ультранационалистической идеологии. А внук Молотова и думский депутат Вячеслав Никонов говорит о том, что «арийские племена спустились с Карпатских гор», чтобы покорить Евразию.
Москва также превращается в путеводную звезду для европейских крайне правых сил — от Марин Ле Пен и неонацистской партии «За лучшую Венгрию» до итальянской «Лиги Севера».
Крайне правые, антиамерианские и антиатлантические силы в России готовы бороться не только с темнокожими мигрантами и бородатыми «женщинами» с Евровидения, но и со структурой евроатлантического альянса, который защищает Запад после Второй мировой войны.
Таким образом, из хаоса украинского конфликта появляется Пятый интернационал, представляющий собой слабо организованное объединение сил, выступающих против существующего положения вещей. Поддерживаемый пропагандой RT, он представляет новую сюжетную картину противодействия атлантизму, а во многих случаях исламу и суннитам.
К сожалению, все это создает условия для перехода от чисто геополитического конфликта на Украине к идеологическому. Понятно, что Запад хочет избежать конфликта с Россией. Как это ни парадоксально, режим санкций имеет целью предотвратить расширение конфликта в рамках подхода, напоминающего стратегию сдерживания Джорджа Кеннана (George Kennan).
Краткосрочные санкции уже действуют, и они наносят определенный ущерб репутации Москвы и российского бизнеса. Лидеры мирового бизнеса, включая гендиректоров Citi и PepsiCo, не поедут на этой неделе на международный экономический форум в Санкт-Петербург (он состоится 22 мая). Не секрет, что об этом их попросил Белый дом. Если от участия в форуме отказались такие тяжеловесы, то и руководители компаний рангом пониже тоже могут туда не поехать.
Когда заместитель премьер-министра Дмитрий Рогозин запретил продавать ракетные двигатели РД-180, используемые в США для запуска ракет, американские компании стали готовить планы разработки собственной техники для вывода полезной нагрузки в космос. А калифорнийский пенсионный фонд выводит свои активы из компании информационных технологий, которой принадлежит российская социальная сеть «ВКонтакте», где размещаются возмутительные видеоматериалы об избиении гомосексуалистов.
Конечно, российская экономика не рухнет из-за этих мер, но сигнал она воспримет. Рост политических рисков в России уже привел к повышению процентных ставок, к замораживанию многих инвестиционных проектов и к оттоку капитала, который может в этом году достичь рекордной отметки в 160-200 миллиардов долларов.
Распространение санкций на банковский сектор создаст трудности с осуществлением финансовых операций и с выплатами по кредитным картам. Это может нанести серьезный удар по деловой активности и частной жизни богатых россиян и даже среднего класса, который раз в год старается съездить в отпуск на пляжи Турции.
В рамках усиливающейся конфронтации предстоит драка за долю газового рынка в Европе. Существует целый ряд стратегий, способных снизить зависимость стран Центральной и Восточной Европы от Газпрома. Среди них подача газа по трубопроводам из Северной Африки (Алжир и Ливия), создание терминалов сжиженного природного газа в Европе на хорватском острове Крк в Адриатическом море или в литовской Клайпеде, а также в польском Свиноуйсьце, прокладка соединительных трубопроводов-интерконнекторов, а также подача катарского и норвежского газа из Хорватии в Болгарию и Венгрию, а из Польши на Украину. Этому может способствовать и строительство терминала СПГ на Черном море, через который газом будет снабжаться Украина.
Диверсификации источников газового импорта будет способствовать и Трансанатолийский трубопровод, строительство которого близится к завершению. В будущем по нему можно будет перекачивать не только азербайджанский, но и туркменский, а также иранский и курдистанский газ. Скоро пойдет сжиженный природный газ из США, из восточного Средиземноморья, из Анголы и Мозамбика. А сланцевый газ будет поставлять Британия, Румыния и Украина.
Как это ни прискорбно, многие западные политики смирились с захватом Крыма Россией. Но они не должны мириться с потерей Донбасса и с расчленением Украины. Вот почему важно выверено применять новые санкции, чтобы Москва прекратила поддерживать сепаратистов. В отдаленной перспективе это позволит вернуть Крым и заставит Россию вести себя более прилично на международной арене. Альтернативой этому является новая холодная война или еще того хуже — вариант, который даже страшно себе представить.
Ариэль Коэн — доктор наук, старший научный сотрудник программы российских и евразийских исследований и международной энергетической политики в фонде Heritage Foundation.