Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Путин понял, что на Украине ему большего не добиться

Совет Федерации отозвал свое разрешение на ввод войск на Украину, данное президенту. Аналитики считают это знаком того, что Кремль вынужден ограничить свои амбиции

© РИА Новости Алексей Дружинин / Перейти в фотобанкПрезидент России Владимир Путин проводит совещание с членами правительства РФ
Президент России Владимир Путин проводит совещание с членами правительства РФ
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Лишь один сенатор проголосовал против: Совет федерации РФ в среду, 25 июня, практически единогласно отозвал данное им же 1 марта разрешение президенту на использование российских вооруженных сил на Украине. Почему такое решение принимается именно сейчас? Аналитики говорят, что причин, заставивших сделать этот шаг сегодня, у Кремля было несколько.

Лишь один сенатор проголосовал против: Совет федерации РФ в среду, 25 июня, практически единогласно отозвал данное им же 1 марта разрешение президенту на использование российских вооруженных сил на Украине. Почему такое решение принимается именно сейчас? Аналитики говорят, что причин, заставивших сделать этот шаг сегодня, у Кремля было несколько.

Решение Совета Федерации запоздало, считает эксперт Московского центра Карнеги Лилия Шевцова. «Думаю, что он (Путин – прим. ред.) мог бы принять это решение уже довольно давно, после аннексии Крыма. Вряд ли через 2-3 недели после аннексии они не поняли, что повторение этого сценария в так называемой Новороссии невозможно», - сказала Шевцова.

«Осознали пределы силового варианта»

Данное решение, по наблюдениям Шевцовой, знаменует переход Москвы к новой тактике: «Уже несколько месяцев назад Кремль стал действовать другим способом - по пути дестабилизации ситуации в Донбассе и на юге Украины. Этот сценарий стал основным. Сейчас тактика нового уровня - через переговоры попытаться навязать свою формулу мира для Украины, которая была бы приемлема и для Запада».

На решение отозвать разрешение об использовании войск на Украине могла повлиять совокупность факторов, полагает эксперт по Восточной Европе, член правления Фонда немецко-польского сотрудничества в Варшаве Корнелиус Охман (Cornelius Ochmann). «Тут и угроза третьей ступени санкций, и консолидация стран Запада, и ясная прагматичная позиция украинского президента, взявшего на себя инициативу. Впервые Россия вынуждена реагировать. Подчеркиваю, до сих пор Москва управляла ходом событий», - указал Охман.

Одним из толчков к принятию данного решения, по его мнению, стало то, что «без притока наемников из России сопротивление в Донбассе не имеет смысла, здесь нет поддержки снизу, как в Крыму». В Кремле, очевидно, осознали пределы силового варианта развития событий и военного давления, полагает Лилия Шевцова: «Тем более что появился вариант мирных переговоров с сохранением шансов на отчуждение Донбасса мирным способом от Киева».

Попытки найти компромисс

Владимир Путин хочет внести вклад в то, чтобы в итоге переговоры между Киевом и сепаратистами привели к конструктивному решению, считает профессор Эберхард Шнайдер, эксперт из исследовательского центра «ЕС - Россия»: «В противном случае Петр Порошенко начнет реализовывать план «Б», то есть станет активнее бороться с сепаратистами военными средствами, у которых вообще-то нет никаких шансов устоять в этом конфликте».

По его мнению, отказ от права вводить войска - шаг на пути к деэскалации и возможный сигнал, что в Кремле умерили амбиции в отношении Украины. «Порошенко предложил Донецкой и Луганской областям решать свою судьбу более или менее самостоятельно, предлагать глав областей, дать им во многих сферах права автономии. Возможно, Путину этого будет достаточно, так как он заметил, что большего не добиться. В среднесрочной перспективе российский президент попытается оказывать влияние на ситуацию на Украине через тех людей, которые придут к власти в этих регионах», - полагает Шнайдер.

«Тут речь не о том, что одна из сторон получит право называть себя победителем», - добавляет Корнелиус Охман. «Все сделали шаги навстречу - Порошенко, Путин и, не в последнюю очередь, Евросоюз. Думаю, что этот результат все стороны могут рассматривать как положительный».

Москва не откажется от претензий на влияние

Российский президент дал понять, что хочет оставаться партнером Запада, продолжил Охман: «На фоне ухудшающейся экономической обстановки и оттока капиталов логично не идти на полную конфронтацию с Западом, хотя это было возможно». По словам Лилии Шевцовой, сам факт наличия у российского президента разрешения на ввод войск на Украину был «красной тряпкой для Запада и тревожным сигналом для соседних государств».

Из нынешнего решения однако не стоит делать вывод, что Москва отказалась от сценария дестабилизации обстановки на востоке и юге Украины, предупреждает Лилия Швецова. «Я исключаю отказ Кремля от попыток найти любые способы продолжить дестабилизацию ситуации на Украине».

При этом у Москвы, по ее выражению, разнообразный «веер возможностей». «К сожалению, украинцам придется мириться с тем, что они будут еще долго в тени России, которая будет претендовать на фактор влияния в этой стране», - заключила эксперт центра Карнеги.

Однако изменить внешнеполитический вектор развития Украины России не удастся, прогнозирует Охман: «Если украинский народ решил идти на сближение с Европой, то даже военными средствами Москва не сможет его удержать. Должна ли Украина вступать в НАТО - другой вопрос, и я не уверен, что украинцы этого хотят». Уже в ближайшую пятницу, 27 июня, Киев подпишет экономическую часть соглашения об ассоциации с ЕС, напомнил Эберхард Шнайдер: «Вступление в НАТО и так не стоит на повестке дня. Раньше этому мешало нахождение военной базы России в Крыму, теперь - неурегулированность вопроса с государственной границей Украины».