Москва. — Когда в 1990 году в Москве на Пушкинской площади открылся ресторан McDonald’s, он стал символом оттепели в отношениях с США. Туда выстраивались длинные очереди, а позднее он стал самым посещаемым рестораном этой сети в мире.

В среду вечером ресторан стоял пустой, поскольку его закрыл российский Роспотребнадзор, отвечающий за безопасность потребителей. Произошло это на фоне самой серьезной конфронтации Кремля с Западом со времен холодной войны. Российское ведомство заявило о нарушениях санитарных норм и сказало, что временно закрыло четыре московских ресторана McDonald’s.

По мнению аналитиков, это скорее всего очередной выстрел России в ответ на американские и европейские санкции, введенные из-за причастности Москвы к вооруженному конфликту, разгоревшемуся у ее бывшей соседки по СССР Украины.

Продовольственная инспекция «уже несколько лет является инструментом российской внешней политики», — заявил старший научный сотрудник Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations) Стивен Сестанович (Stephen Sestanovich). В качестве примера он привел прежние эмбарго на поставки молдавского вина и американских кур.

На самом деле, Россия закрыла только четыре из 435 ресторанов McDonald’s, открытых во всех уголках страны, и заявила, что эта мера - временная, до дальнейших проверок.

Но закрыв McDonald’s на Пушкинской площади в самом сердце столицы, Россия продемонстрировала свою готовность обходиться без западных товаров и нежелание сдаваться в борьбе за сохранение влияния на Украину.

В этом месяце Россия ввела запрет на импорт многих видов продовольственных товаров из США и Европы, включая мясо и молочную продукцию. Такие меры были приняты в ответ на расширение западных санкций против России за разжигание конфликта между пророссийскими сепаратистами и правительственными войсками на востоке Украины. Россия отрицает, что посылает повстанцам людей и оружие.

Представители McDonald’s заявили, что изучают предписания о закрытии ресторанов, думая о том, какие меры следует предпринять, чтобы они как можно скорее возобновили свою работу. «Наш главный приоритет — предоставлять нашим посетителям блюда высшего качества из меню ресторана», — заявила компания.

Закрытие четырех ресторанов McDonald’s стало очередной мерой российских властей против компании. В прошлом месяце Роспотребнадзор подал на нее иск в московский суд, добиваясь запрета на самые популярные бургеры и молочные коктейли из меню ресторана. Свои действия ведомство объяснило нарушениями норм безопасности пищевых продуктов и неверными надписями о питательности блюд. Компания McDonald’s, зарегистрированная в Оук-Брук, штат Иллинойс, заявила, что ее информация о питательности была утверждена властями, и что «некоторые признаки наличия микроорганизмов» были немедленно устранены.

В апреле закрылись три ресторана McDonald’s в Крыму — украинском полуострове, который Россия присоединила месяцем ранее. Объяснили это «прекращением необходимых финансовых и банковских услуг». Эти рестораны не работают до сих пор. В то время один российский националистический политик призвал закрыть все рестораны McDonald’s и провести возле них демонстрации.

Рестораны компании в 112 российских городах составляют менее полутора процентов от общего количества точек McDonald’s по всему миру, которых 35 000. Россия приносит ей менее 5 % от ее условно-чистой прибыли. По словам официального представителя компании, в сети McDonald’s в России работает почти 37 000 человек, и они ежедневно обслуживают более одного миллиона посетителей.

Тем не менее, Россия является важным рынком для McDonald’s из-за огромного потенциала роста.

«Опасность состоит не в самом закрытии четырех ресторанов. Четыре ресторана для McDonald’s это несущественно, — сказал ресторанный аналитик из Janney Montgomery Scott LLC Марк Калиновски (Mark Kalinowski). — Опасность заключается в том, что данная акция свидетельствует о возможности нового вмешательства в дела сети».

В среду на момент закрытия Нью-Йоркской биржи акции McDonald’s подешевели на 26 % до 94,19 доллара.

Наряду с проблемами в России McDonald’s подвергается мощному давлению в США, которые являются для нее самым крупным рынком по числу ресторанов. Там объемы продаж сети отстают от других стран. Компания также столкнулась недавно с трудностями в Китае, являющемся важным формирующимся рынком. Власти страны обвинили поставщика McDonald’s и других сетей в том, что он продает им просроченное мясо.

«Россия — это не самая большая проблема для McDonald’s. Больше всего нас беспокоит раздувшееся местное меню, из-за чего увеличивается время обслуживания. Мы очень хотели бы решить эту проблему. Но должны ли эти проблемы беспокоить инвесторов? Да», — сказал Калиновски.

В среду вечером McDonald’s на Пушкинской площади, который теплыми летними вечерами обычно заполнен людьми, был закрыт и пуст. Двери были опечатаны печатью Роспотребнадзора, и на них висела надпись, что ресторан закрыт в пять часов вечера.

Из припарковавшейся возле ресторана Audi выскочили четыре человека. «Что, неужели закрыли?» — спросил один.

Другой пассажир, тучный седой мужчина, представившийся как Андрей Юрьевич, сказал, что он помнит часовые очереди, петлявшие вдоль тротуара, когда ресторан только открылся.

«Все это игра, — вздохнул он. — Все это политика».