Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Масштабы ассиметричных санкций

© Фото : East News/AP Photo/Nick UtСилуэт самолета на фоне луны за час до полного лунного затмения
Силуэт самолета на фоне луны за час до полного лунного затмения
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Премьер-министр России Дмитрий Медведев в интервью российской газете «Ведомости» сказал, что в ответ на санкции ЕС Россия может «закрыть свое воздушное пространство для европейских авиаперевозчиков». На дальнейшие санкции против энергетического и финансового секторов Россия может ответить симметрично. Необходимо напомнить: перелеты через воздушное пространство любого государства не являются бесплатными.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев в интервью российской газете «Ведомости» сказал, что в ответ на санкции Европейского союза Россия может «закрыть свое воздушное пространство для европейских авиаперевозчиков». На дальнейшие санкции против энергетического и финансового секторов Россия может ответить симметрично.
 
Прежде всего, необходимо напомнить, что перелеты через воздушное пространство любого государства не являются бесплатными. Каждый авиаперевозчик платит за услуги диспетчерской службы при пересечении территории соответствующего государства. Доходы России от этой услуги странным образом зачисляются в доходы компании Аэрофлот, что составляет несколько сотен миллионов евро. По этой причине слухи о таком возможном ответном шаге негативно повлияли на цену акций Аэрофлота.
 
Необходимо также отметить, что у большинства российских авиакомпаний довольно устаревшие воздушные суда, которые не отвечают экологическим требованиям ЕС, и для них закрыто воздушное пространство ЕС, поэтому симметричный запрет ЕС не причинит России таких же больших убытков. Однако такой шаг со стороны России в некотором роде станет новым вызовом международному праву.
 
До Первой мировой войны в международном праве доминировало понимание о всеобщей свободе воздушного пространства (свобода птицы при перелете через границы). Во время Первой мировой войны авиация продемонстрировала свой огромный военный и разведывательный потенциал.
 
Парижская конвенция от 1919 года гласила, что каждое государство обладает полным и эксклюзивным суверенитетом в воздушном пространстве своей территории. Такая же норма включена в первую статью Чикагской конвенции от 1944 года, которая в наши дни определяет международное право в авиации: «Каждое государство обладает полным и эксклюзивным суверенитетом в воздушном пространстве своей территории».
 
Конвенция не требует разрешений только для нерегулярных рейсов гражданской авиации (5-я статья). Воздушные суда гражданской авиации любого государства имеют право «залетать на территорию этого государства или выполнять транзитные беспосадочные перелеты через его территорию и совершать посадку в некоммерческих целях без необходимости заранее получать разрешение».
 
Для регулярных воздушных перевозок необходимы специальные договоры. 6-я статья Конвенции: «Стороны на территории государства и над ней не могут выполнять какие-либо регулярные международные воздушные перевозки, исключение — наличие специального разрешения этого государства и в соответствии с условиями этого разрешения».
 
В соответствии с Чикагской конвенцией любое государство в исключительных случаях, при чрезвычайной ситуации, по соображениям военной необходимости или безопасности общества (9-я статья) может «временно ограничить или запретить перелеты над своей территорией или ее частью».
 
Только: чтобы такой запрет соответствовал международному праву, его нужно применять «для воздушных судов всех остальных государств, независимо от их государственной принадлежности». Это означает, что в том случае, если Россия запретит транзитные перелеты через северную часть Сибири (Россия может ввести такой запрет в любой момент), то такой запрет нужно распространить на авиакомпании абсолютно всех стран, ратифицировавших Чикагскую конвенцию. Если запрет будет избирательным, это может быть интерпретировано, как отказ России от соблюдения Чикагской конвенции. Это также может мотивировать страны-члены ЕС поднять вопрос об исключении России из Международной организации гражданской авиации (ICAO).
 
Северная часть России была открыта для международных транзитных авиаперевозок только в 1971 году. Пока СССР не разрешал иностранным гражданским самолетам пресекать Сибирь, авиакомпания SAS выполняла перелеты в Токио, пересекая Северный полюс. В случае введения запрета на транзит, старые маршруты будут восстановлены.
 
Следующим логичным шагом со стороны ЕС может быть введение неравноправных условий конкуренции. Аэропортам ЕС может быть запрещено обслуживать рейсы тех авиакомпаний, которые используют недоступные (запрещенные) для авиакомпаний ЕС маршруты международных авиаперевозок.
 
Вопрос только в том, как далеко готов пойти ЕС в увеличении объема своих санкций, и не настало ли время солидарно делить убытки от последствий общей политики США и ЕС в отношениях с Россией. Пока за общую политику западных государств значительные счета платит лишь часть стран-участниц ЕС.
 
Перевод: Лариса Дереча.