В то время, как президент Владимир Путин дружески похлопывал по плечу своего коллегу Барака Обаму на саммите АТЭС Пекине, в Москве было объявлено о создании агентства военной пропаганды. Подобная организация функционировала в СССР во времена холодной войны.
На самом деле между этой новостью и поведением российского президента нет никаких противоречий. Возможно, он сделал это в дополнение или в рамках основной пропагандистской линии. Путин хотел продемонстрировать свое желание общаться с Обамой, в то время как тот в беседе с российским коллегой был сравнительно холоден.
Русские далеко не новички в пропагандистской войне, они вели ее еще во времена Ленина, агитируя народные массы и устанавливая над ними контроль. Иногда они становились жертвами в этой войне. Один их самых ярких тому примеров — 1933 год, когда нацистам удалось убедить общественное мнение Германии, что коммунисты несут ответственность за поджог Рейхстага.
До сих пор идут споры о том, можно ли утверждать, что американцы одержали победу в холодной войне в сфере пропаганды, принимая во внимание тот факт, что никто в те времена не мог превзойти Советский Союз в умении ставить пропагандистские цели и достигать их. А вот то, что американцам не удалось использовать распад СССР себе на пользу, — это точно. Как сказал известный социолог Эрик Холдер, «если ты не превратил побежденного врага в друга, ты не выиграл войну».
Американцы применяли мягкие методы пропагандистской войны, ограничиваясь манипуляцией общественным сознанием и использованием «медийных» средств. Основоположником этой школы считается Эдвард Бернейс (выходец из Австрии и внук Зигмунда Фрейда). Благодаря его работе в Комитете общественной информации, созданным в Вашингтоне после Первой мировой войны для управления общественным мнением, идеи Бернейса легли в основу доктрины об «освободительной роли США».
Американской школе противостояла советская, в которой активно использовались агитация, лозунги, речевки. Ее методы достались в наследство военным режимам Ближнего Востока, которые мастерски ими пользовались.
В новом российском информагентстве будут работать сотни журналистов. Их задача будет состоять в том, чтобы бороться с «враждебной» пропагандой Запада. Ему вовсе не случайно дали название «спутник» — это напоминание о двух державах, которые покоряли космическое пространство начиная с 50-х годов прошлого века.
Без сомнения, влияние этого агентства распространится и на наш регион, даже если он и не будет его основной целью. Известно, что агентство собирается открыть свои представительства в десятках городов мира, среди которых Вашингтон, Лондон, Берлин, Париж. Пропаганда будет вестись на нескольких языках в СМИ, интернете, мобильных приложениях и в сфере общественных связей, то есть будут использоваться все изобретенные на Западе средства.
Смысл предельно ясен, его неоднократно объяснял сам Путин. Одно из последних его высказываний — «Мы не хотим того, что нам не принадлежит, но мы никому не позволим нарушать наши интересы». Эта фраза была произнесена российским президентом в его речи, в которой он обвинил Обаму во враждебном отношении к России после того, как тот, выступая в сентябре на Генеральной ассамблее ООН, назвал ее «угрозой для Европы», имея в виду российскую политику на Украине.
России будет что сказать и в сфере политики, и в сфере мировой экономики, и по проблеме мирового «господства доллара», которое вызывает инфляцию и препятствует экономическому росту.
Если два крупнейших государства будут в большинстве случаев прибегать ко лжи в пропагандистских целях, то остальные страны будут жить в мире лжи и ответной лжи, в котором, как говорил известный британский писатель Джордж Оруэлл, сами разговоры о правде будут считаться призывами к революции. Удастся ли России стереть ржавчину со своего рупора, чтобы мы могли услышать звуки приятной музыки, а не только помехи и шум?