«И в истории других государств были периоды, когда страны пытались отгораживаться от остального мира, очень дорого за это заплатив. Практически деградацией и развалом. Мы ни в коем случае по этому пути не пойдем. И вокруг нас никто стенку не выстроит. Невозможно!» — заявил президент в интервью агентству ТАСС.
В легком ключе
В интервью в рамках проекта агентства «Первые лица», выдержанном в легком, разговорном ключе, Путин с подачи корреспондента рассуждает на разнообразные темы — от уровня коррупции, пятой колонны и ценах на нефть до важности занятий спортом, переименовании улиц, личном одиночестве и дочерях.
На вопрос корреспондента Андрея Ванденко о том, можно ли причислять к пятой колонне всех несогласных с политикой президента, Путин ответил, что хотя «вопросы развития демократии важны для России, как и для любого другого государства», вместе с тем «нельзя создавать условия, чтобы иностранные государства делали нас слабее, подчиняли собственной воле и рассчитывали надавить изнутри, влияя на нашу политику в своих интересах».
«Надавили — и мы согласились по Сирии, иранской ядерной программе, ближневосточному урегулированию, свернули программы собственной оборонной политики. Ради подобного и используются эти инструменты и деньги...»
Анализ: Дмитрий Булин, корреспондент Русской службы Би-би-си
Интервью было записано в десятых числах ноября, перед отлетом Путина на саммит G20 в Брисбене. Поэтому его можно считать своего рода идейной программой предстоящего визита.
С одной стороны, ничего принципиально нового Путин не сказал. Здесь и известный тезис об агентах иностранного влияния в стране, которые «не брезгуют» брать деньги у заграницы. И тезис о том, что западные санкции ударят в том числе и по самому Западу, а потому контрпродуктивны.
И все остальные замечания Путина (что против названия в честь него улиц, что служит Отечеству и в этом черпает уверенность, что за власть не держится и не знает, будет ли вновь баллотироваться в 2018 году) — всё это публика уже слышала.
С другой стороны, некоторые утверждения Путина впервые сформулированы столь открыто и подробно. Например, мысль не просто о политике сдерживания России Западом, но о том, что политика эта, по его мнению, всегда осуществлялась против России.
«Посмотрите на нашу тысячелетнюю историю. Только поднимемся, сразу надо Россию немножко подвинуть, поставить на место, затормозить. Теория сдерживания, сколько лет она существует? Кажется, что возникла в советские времена, хотя ей сотни лет», — сказал Путин.
Мимоходом он вновь упомянул о мнении «многих» экспертов, которые видят в нынешнем проседании мировых цен на нефть результат сговора между США и Саудовской Аравией. Здесь Путин говорил предельно осторожно и обтекаемо, но вряд ли говорил случайно.
Если сложить это интервью с его же выступлением перед экспертами Валдайского клуба этой осенью, получится новая, гораздо более мрачная риторика по сравнению с той, которую российские власти выстраивали прежде. Вроде бы по тону и мягче, чем знаменитая Мюнхенская речь (и резонанса меньше), — и в то же время гораздо более мобилизационная по сути.
О падении цен на нефть
Президент также не согласился с замечанием корреспондента о том, что моральный климат в российском обществе, где «растет градус ненависти», во многом зависит от президента, и призвал журналистов, особенно телевизионных, «посмотреть на себя» и перестать заботиться исключительно о зарабатывании денег.
Относительно снижения цен на нефть и последствий этого для российской экономики президент Путин признал, что это отчасти наносит ущерб, «но не фатальный».
«Современный мир взаимозависим. Совсем не факт, что санкции, резкое падение цен на нефть, обесценивание национальной валюты приведут к негативным результатам или катастрофическим последствиям исключительно для нас. Подобного не случится!».
«Друзья Путина» и Крым
На вопрос о том, кто такие «друзья Путина» и первом пакете санкций, направленных против этих людей, российский президент ответил, что считает это грубым нарушением прав человека.
«Ну какое отношение кто-то из них имеет, извините за тавтологию, к принятию мною решений по Крыму? Ровным счетом никакого! Они знать не знали. Ни сном, ни духом! Прочли все в сообщении ТАСС или услышали в выпуске теленовостей. Их начали щучить ни за что... Прямое нарушение прав человека!» — заявил он.
Отвечая на вопрос о том, просчитал ли президент все последствия «действий по Крыму», Путин сказал: «Да. Это стратегическое решение».