Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Москва расчленяет Центральную и Восточную Европу

Прошла четверть века после падения Берлинской стены, и борьба против коммунизма уходит в историю. Однако борьба против вмешательства Кремля в дела Восточной и Центральной Европы продолжается.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Политические руководители часто не до конца понимают всю значимость падения Берлинской стены. Это событие символизировало крах коммунизма и возвестило об освобождении стран Центральной и Восточной Европы от власти Москвы. Хотя кошмар коммунизма уже исчезает из памяти, борьба за сохранение государственной независимости продолжается.

Политические руководители часто не до конца понимают всю значимость падения Берлинской стены, произошедшего четверть века назад. Это эпохальное событие не только символизировало крах коммунизма, но и возвестило об освобождении стран Центральной и Восточной Европы от власти Москвы. Но хотя кошмар коммунизма уже исчезает из памяти, борьба за сохранение государственной независимости продолжается, особенно в тех странах, которые не защищены от влияния и вмешательства Москвы.

Навязываемая из-за рубежа коммунистическая система душила экономический прогресс и порождала негативное политическое, организационно-правовое и общественное наследие, с которым многие страны борются до сих пор. Но в отличие от ответа Германии на разрушительную оккупацию военного времени, Россия так и не извинилась, и не стала выплачивать компенсацию странам-жертвам, которые были насильно отлучены от процесса европейского развития. Вместо этого официальные власти в Москве переписывают историю советской оккупации, называя ее прогрессивной эпохой.

Российские представители также утверждают, что холодная война зашла в тупик, отказываясь признавать, что несостоятельная советская система развалилась изнутри. Они заявляют, что НАТО и ЕС захватили страны Восточной и Центральной Европы, когда Россия была чрезвычайно слаба, даже не допуская такой возможности, что эти страны сами решили стать членами обеих организаций, чтобы защититься в будущем от имперского строительства Кремля.

Своими извращенными представлениями Москва сегодня оправдывает исторический и территориальный ревизионизм Кремля. Поэтому европейцы и американцы должны сохранять бдительность, отстаивая подлинное историческое значение событий 1989-1990 годов, и особенно независимость тех государств, которые сегодня подвергаются настойчивым нападкам со стороны Москвы.

Свой ревизионизм Россия нацеливает на конкретных соседей, стремясь к территориальным захватам или к их насильственной федерализации в попытке создания «Русского мира». Украина, Молдавия и Грузия подвергаются насилию, расчленению, против них ведется экономическая война и кампании дезинформации — и все потому, что они решили пойти по европейскому пути развития, отказавшись от ущербной «евразийской» версии.

Белоруссия и Армения — единственные близкие союзники Москвы в Европе, и в основном это вызвано их экономической и военной зависимостью. Однако в обеих странах существуют серьезные подозрения относительно целей Путина и последствий его международных авантюр. Богатый энергоресурсами, но изолированный геополитически Азербайджан особенно беспокоится за свое будущее, поскольку Армения при поддержке Москвы оккупировала пятую часть его территории. Более того, Кремль может решить разорвать энергетические связи Баку с Европой, чтобы еще больше ослабить независимость Азербайджана.

Дабы предотвратить возникновение масштабной региональной оппозиции, Россия также пытается создать в Центральной Европе сопредельную с ней полосу из нейтральных и поддерживающих ее стран, которые когда-то были советскими сателлитами. Эти усилия приносят определенные плоды, поскольку в ходе такой работы оказывается поддержка националистическим политикам, а также провоцируется и расширяется раскол в рядах «Вышеградской четверки» и среди балканских стран.

Вышеградская инициатива, нацеленная на выработку последовательной внешней политики стран Центральной и Восточной Европы, в настоящее время агонизирует, поскольку три ее участника (Венгрия, Словакия и Чехия) не желают применять более жесткие санкции против России за ее нападение на Украину. Российские коммерческие инвестиции и энергетическая зависимость европейских стран ослабляют институты власти и коррумпируют политиков. Между тем, Москва саботировала процесс вступления ряда балканских государств в НАТО и ЕС, дабы не допустить дальнейшего расширения западных институтов. В частности, Кремль сосредоточился на Сербии и Боснии-Герцеговине, используя этно-националистические и ревизионистские настроения.

Выходки Москвы на Украине ускорили процесс возникновения двух категорий государств на востоке Европы в плане их отношений с Россией: сопротивляющиеся и просители. Самыми стойкими противниками путинского экспансионизма являются Польша, Румыния, Литва, Латвия и Эстония. По вполне понятным причинам тройка прибалтийских государств защищает свою территорию и суверенитет от настойчивого давления Москвы с использованием русского населения. Польша также укрепляет свою оборону против регулярных угроз со стороны России и старается защититься от последствий украинской войны. А Румыния готовится к возможному перетеканию конфликта из Молдавии, если в этой стране произойдет дальнейшая дестабилизация из-за подрывных действий Москвы.

На западе Балкан Албания и Косово навсегда останутся бастионами проамериканских настроений и сопротивления российским поползновениям. Черногория пострадала от экономических последствий хищнических инвестиций российского государства и стала стойким претендентом на вступление в НАТО, несмотря на предупреждения Кремля. За Хорватию и Македонию в настоящее время ведется борьба: в первой Москва осуществляет свои посягательства посредством энергетических и коммерческих сделок, а во второй использует рычаги национализма и межэтнических разногласий.

В отличие от сопротивляющихся, немногочисленные государства-просители все больше зависят от России. Среди них Болгария, Сербия, Венгрия, Словакия и Чехия. Однако политическая арена неоднородна, поскольку разногласия между правительствами и президентами очевидны в Словакии, Болгарии и Чехии, а новое правоцентристское болгарское правительство смотрит на режим Путина с гораздо большим подозрением, чем его социалистические предшественники.

Внезапно отказавшись от строительства газопровода «Южный поток», Кремль наверняка ухудшил свои политические связи с некоторыми партнерами. Венгрия и Сербия потратили немалый политический капитал на поддержку строительства газопровода несмотря на то, что он нарушает антимонопольные нормы и правила ЕС. Тем не менее, у Кремля есть и другие рычаги политического и финансового влияния. Он может также воспользоваться межэтническими спорами в Боснии-Герцеговине и Македонии в целях недопущения дальнейшего расширения НАТО.

Действия Москвы по поддержке национализма, ультраконсерватизма и евроскепсиса на всем континенте это весьма выгодный способ для ослабления Евросоюза изнутри. Пятая часть депутатов Европарламента выступает против дальнейшего расширения ЕС и голосует против резолюций с критикой в адрес Москвы. Среди них — разношерстные националисты из стран Центральной и Восточной Европы, которые видят в Путине защитника традиционных ценностей. Как это ни парадоксально, такие депутаты в конечном итоге ослабляют независимость собственных стран, поддерживая режим, который считает суверенитет соседей преходящим явлением.