Не может быть сомнений в том, что эскалация боевых действий на востоке Украины является прямым результатом наращивания российской помощи сепаратистским силам Донбасса. Как заявил в воскресенье президент Барак Обама, сепаратисты, осуществляя агрессию, получают «российскую поддержку, российскую технику, российское финансирование, российское обучение, российские войска».
Группа бывших высокопоставленных американских руководителей услышала примерно то же самое, когда в прошлом месяце посетила штаб-квартиру НАТО и Украину. Нам рассказали, что с начала января через границу с Украиной в больших количествах поступают тяжелые вооружения. Москва особо не скрывает свои поставки от пытливых камер воздушно-космической разведки. Прошло несколько дней после переправки техники и оружия, и боевые действия резко активизировались.
Как минимум российский президент хочет дестабилизировать Украину и помешать сближению Киева с Европой и Западом. А может, у него есть и более обширные цели: оставить большую часть восточной Украины под фактическим контролем России, проложить сухопутный коридор в Крым, или даже создать новое государственное образование Новороссию путем расчленения Украины. Но совершенно ясно, что Путин не проявляет интереса к прекращению конфликта и к поиску действенного политического решения.
Запад должен учитывать эти реалии при разработке своей политики. В нынешних обстоятельствах, когда Россия разжигает боевые действия по своему усмотрению, любые дипломатические усилия, направленные на выполнение минских договоренностей о прекращении огня, потерпят неудачу. Лишь когда России придется заплатить непомерно высокую цену за свое упрямство, Путин задумается об урегулировании конфликта путем переговоров. Вопрос в том, как повысить эту цену для Путина.
В условиях очередной эскалации боевых действий пора оказать реальную и существенную военную помощь Украине. Такой вывод я вместе с коллегами сделал во время последней поездки в регион по установлению фактов. Основное внимание надо уделить укреплению оборонительного потенциала Украины, поставив ей РЛС, способные осуществлять засечку реактивных снарядов большой дальности, беспилотные летательные аппараты, средства электронного противодействия для борьбы с беспилотниками противника, засекреченную аппаратуру связи и бронированные многоцелевые машины повышенной проходимости «Хаммер».
В объем поставки необходимо включить смертоносное оборонительное оружие, особенное легкие противотанковые ракеты, поскольку русские в Донецкой и Луганской областях используют большое количество бронированной техники, а оружие украинских военных в отвратительном состоянии. Помогать должны не только США, свой вклад должны внести и другие члены НАТО, особенно те, у которых есть бывшие советские вооружения, совместимые с оружием из украинских арсеналов.
Сегодня верх одерживают противники оказания прямой военной помощи Украине. В европейских дебатах превалирует страх перед эскалацией напряженности и обеспокоенность тем, что такие шаги подорвут перспективы политического урегулирования. Но несмотря на отказ Украине в помощи, Россия постоянно наращивает градус противостояния. Она присоединила Крым, оказывает помощь сепаратистам на Донбассе, посылает тысячи военнослужащих отражать наступление украинских войск. Она финансирует, снабжает, обучает сепаратистов, а в последнее время воюет с ними плечом к плечу.
Что касается политического урегулирования, то мы должны понять, что Путин успокоится лишь тогда, когда издержки от продолжения войны будут непомерно велики. Поставка оружия на Украину повысит такие издержки для России, а вместе с этим появятся новые шансы на реальное урегулирование путем переговоров. Пришло время пойти на такой шаг.
Иво Даалдер — президент Чикагского совета по иностранным делам (Chicago Council on Global Affairs) и соавтор доклада о поставках оружия на Украину.