Владимир Путин — это Слободан Милошевич бывшего Советского Союза: такой же плохой, но сильнее. Скрываясь за дымовой завесой лжи, он возобновил свои попытки по созданию на востоке Украины марионеточного недогосударства.
В черноморском портовом городе Мариуполе убивают невинных мирных людей. В осажденном Дебальцево женщины набирают воду в огромных лужах на дороге. Развалины, которые когда-то были донецким аэропортом, напоминают сцену из многострадальной Сирии. В этом вооруженном конфликте уже погибли 5 тысяч человек, а более 500 тысяч были вынуждены покинуть свои дома. Занятая Грецией и еврозоной Европа допустила появление новой Боснии в своем собственном дворе. Проснись, Европа. Если ты что-то усвоила из собственной истории, то Путина надо остановить. Но как?
В конечном итоге, решения проблемы переговорным путем не будет. Канцлер Германии Ангела Меркель и министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер правы, когда сохраняют дипломатические усилия, но даже они в середине января пришли к выводу, что ехать на встречу с Путиным в Казахстан не стоит. В субботу в Минске провалилась очередная попытка договориться о прекращении огня. Время для дипломатии придет, но не сейчас.
Мы должны ужесточить экономические санкции против России. В сочетании с падением нефтяных цен они уже оказывают существенное воздействие. Несмотря на незначительные колебания нового греческого правительства, ЕС на прошлой неделе сохранил единство в вопросе продления санкций. Не усилит ли это в России ощущение того, что ее берут в осаду? Да, но режим Путина сам усиливает такие ощущения своей националистической и антизападной пропагандой. Если угрозы не существует, российское телевидение ее изобретет.
Подобно Милошевичу, Путин готов использовать все имеющиеся в его распоряжении средства, ничем при этом не ограничиваясь. В своей войне с Западом он использует тяжелую военную технику, энергетический шантаж, кибератаки, пропаганду, которую ведут изощренные и хорошо финансируемые средства массовой информации, тайные операции и агентов влияния в европейских столицах. Ах да, еще и российские бомбардировщики, летающие над Ла-Маншем с выключенными ответчиками, что создает потенциальную угрозу гражданским самолетам.
Есть одна польская пословица, которая гласит: «Мы с ними играем в шахматы, а они с нами в дупняк» (такая польская игра, когда водящий пытается определить, кто из игроков пнул его по заднице). Это проблема демократического Запада в целом и медлительного многонационального ЕС в частности. Последним примером этого стала прискорбно нереалистичная стратегия действий в отношении России, которую подготовила новый верховный представитель Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини.
В перспективе Путин проиграет. Больше всего от его безрассудства пострадают русские, в том числе те, что живут в Крыму и на востоке Украины. Но такая перспектива для умелого и безжалостного диктатора в хорошо вооруженной, богатой ресурсами и страдающей психологически стране может растянуться очень надолго. Прежде чем он уйдет, вместе с водами отнюдь не тихого Донца вниз по течению уплывет еще немало крови и слез.
Поэтому задача заключается в том, чтобы сократить этот период и остановить безумие. Для этого Украине нужно современное оборонительное оружие, чтобы противостоять современным наступательным системам вооружений России. По настоянию Джона Маккейна, американский конгресс принял закон «О поддержке свободы на Украине». Теперь президенту Обаме предстоит решить, когда и что именно поставлять на Украину.
В докладе рабочей группы, в которую вошли бывший представитель США в НАТО Иво Даалдер (Ivo Daalder) и эксперт по России с большим стажем Строуб Тэлбот (Strobe Talbott), перечисляется необходимая техника: РЛС для определения позиций ракет большой дальности, беспилотные летательные аппараты (БПЛА), средства радиоэлектронной борьбы с БПЛА противника, засекреченная аппаратура связи, бронированные автомобили и медицинское оборудование.
Лишь когда украинские военные смогут надежно остановить российское наступление, и боевые действия зайдут в тупик, появится возможность для урегулирования путем переговоров. Иногда пушки можно остановить только пушками.
Не будет ли это вооружение еще больше усиливать у россиян паранойю и ощущение того, что они находятся в окружении? Будет, но Путин уже нагнетает эту паранойю вопреки фактам. Недавно он заявил студентам в Санкт-Петербурге, что украинская армия — «уже не армия, это — иностранный легион, в данном случае иностранный натовский легион».
ЕС никогда не сможет прийти к согласию по вопросу таких военных поставок. Если это кто-то и сделает, то отдельные страны. Это может вызвать к жизни старую колкость, что «Америка заваривает кашу, а Европа потом моет посуду», но в данном случае основную часть военных поставок будут осуществлять США.
У США — лучшая в мире техника, они лучше всех могут контролировать ее применение, и меньше всех подвержены экономическому и энергетическому давлению.
Распределение нагрузки будет справедливым. Европейские экономики больше всех страдают от санкций, поскольку они теснее связаны с Россией. Они будут предоставлять Украине значительную экономическую помощь, которая нужна ей для выживания. И они будут предпринимать главные дипломатические усилия. На самом деле, Маккейн и Меркель составили идеальную пару из плохого и хорошего полицейского.
Есть еще одна область, в которой могут сделать гораздо больше Европа в целом и Британия в частности. Средства массовой информации обычно называют мягкой силой, но они важны для Путина не меньше, чем его танки Т-80. Он возлагает на них большие надежды. Воздействуя на русскоязычное население, в том числе на востоке Украины и в прибалтийских странах с их русскоязычными меньшинствами, его телевидение навязывает свою собственную сюжетную линию о социально консервативной и гордой России, которой угрожают киевские фашисты, натовская экспансия и разлагающийся ЕС.
В прошлом году один мой знакомый русист, голый и расслабленный, сидел в жаркой бане в Москве вместе со своим русским знакомым после нескольких рюмок водки, что в России является традицией, и в это время его высокообразованный собеседник спросил: «Скажи мне честно, почему вы поддерживаете фашистов в Киеве?»
Нам надо противодействовать пропаганде не собственной ложью, а надежной информацией и добросовестно представляемым разнообразием мнений. Лучше всех это может сделать Би-Би-Си. Да, у США — лучшие в мире беспилотники, а у Германии -лучшие станки и инструменты, но у Британии есть лучшая в мире вещательная компания.
И к ней есть интерес. Хотя аудитория у онлайновой русскоязычной службы, к сожалению, уменьшилась, она все равно составляет почти семь миллионов человек. А аудитория программ Би-Би-Си на украинском языке во время кризиса утроилась и составляет сегодня более 600 тысяч человек.
В своем великолепном репортаже о будущем новостей Джеймс Хардинг (James Harding), возглавляющий новостное подразделение Би-Би-Си, говорит о росте популярности всемирной службы. Немедленное увеличение вещания на русском и украинском языках станет для Би-Би-Си хорошим способом показать, что свои слова она подтверждает делами. Британское правительство также могло бы выделить дополнительное финансирование компании, никоим образом не ущемляя ее независимость.
Если в мире есть люди, нуждающиеся в точной, честной и сбалансированной информации, то это на сегодняшний день русские и украинцы. Ничто из этого не остановит Путина, но в сочетании все данные меры в итоге сработают. Диктаторы одерживают кратковременные победы, а демократии — долгосрочные.