Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Денежный кризис в Крыму: главное — это наличные

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
У жителей Крыма, если они хотят что-то купить, есть только два варианта оплаты — наличными или картой «ПРО100». Visa, MasterCard и все остальные признанные игроки на рынке международных платежных систем прекратили свою деятельность после того, как были введены западные санкции. Это является лишь одним примером того, как местному населению приходится адаптироваться к новой реальности.

У жителей Крыма, если они хотят что-то купить, есть только два варианта оплаты — наличными или универсальной электронной картой «ПРО100».

Visa, MasterCard и все остальные признанные игроки на рынке международных платежных систем прекратили свою деятельность после того, как в прошлом году были введены западные санкции в знак протеста против российской аннексии полуострова. Чтобы заполнить этот пробел, в Крыму с опережением срока была введена карта «ПРО100» — первый этап российского проекта по запуску собственной внутренней системы кредитных карт.

Карта «ПРО100» — это единственный способ получить наличные в Крыму. Международные системы денежных переводов тоже ушли с полуострова, и даже люди с кредитными картами российских банков не могут перевести деньги или снять с них наличные.

«Мой друг в США должен был перевести мне деньги, и ему пришлось пересылать их банковским переводом знакомому в Москву, а тот получил деньги и потом нашел человека, который летел в Крым из Москвы и вручил мне наличные», — рассказывает возмущенный крымчанин.

Эта система является лишь одним примером того, как местному населению приходится адаптироваться к новой реальности, и служит намеком на то, во что может превратиться жизнь во всей России, если западные санкции ужесточатся.

«Система „ПРО100“ была введена здесь слишком поспешно, — комментирует министр Российской Федерации по делам Крыма Олег Савельев. — Мы очень надеемся, что наши банкиры и Центробанк успеют интегрировать платежные системы до лета, чтобы туристы, приезжающие сюда со своими обычными кредитными картами, могли ими пользоваться».

Несмотря на то, что большинство жителей Крыма довольны присоединением к России, их жизнь усложнилась, поскольку большинство стран мира считают это присоединение незаконным. Украинские банки прекратили свою деятельность на полуострове, а крупные российские банки так и не пришли на их место из боязни последствий международных санкций. В результате у жителей остался ограниченный выбор банков, акционерная структура многих из которых подозрительна и неясна.

Система «ПРО100» (название которой звучит по-русски как «просто») была запущена как проект «Сбербанка» — крупнейшего государственного российского банка. Однако сам «Сбербанк» в Крыму так и не появился, и многие детали, касающиеся «ПРО100», до сих пор не ясны. У этой системы кредитных карт есть раскрученный сайт, однако на протяжении двух недель многократные попытки дозвониться по всем указанным на сайте номерам оказались безуспешными. Время от времени кто-то снимал трубку и тут же отключался.

Аналитики утверждают, что, хотя существуют планы в дальнейшем ввести систему «ПРО100» во всей России, такое быстрое распространение карт, на которое рассчитывают власти Крыма, вряд ли возможно.

«Если бы оказалось, что существует реальная возможность дальнейших санкций, а Visa и Mastercard прекратили бы функционировать, то тогда бы были приняты меры по более быстрой активации этой системы, хотя, конечно, это была бы карта, которая работала бы только внутри России, — отмечает аналитик банка БКФ Максим Осадчий. — Но учитывая, что ситуация на Украине успокаивается, как и экономический кризис, который приводит к бюджетным сокращениям, совершенно нереально, что это произойдет в широком масштабе в течение следующего года».

Для некоторых жителей Крыма присоединение к России оказалось экономически выгодным после того, как украинские банки спешно покинули полуостров.

«У российских властей нет полного доступа к украинским земельным кадастрам и реестрам недвижимого имущества, — говорит юрист из Симферополя, пожелавший остаться неназванным. — Поэтому если вы захотите совершить сделку с недвижимостью, вас автоматически внесут в реестр собственников в соответствии с российским законодательством, при этом они не будут знать, есть ли у вас, например, долги по ипотеке перед украинским банком».

Тем не менее, большинству крымчан банковская неразбериха усложнила жизнь. Большая часть работавших на полуострове разработчиков программного обеспечения прекратили свою деятельность и покинули Крым. Работу в регионе прекратили и многие приложения Apple и Google. Из-за санкций не действует мобильная связь, предоставляемая украинскими и другими нероссийскими провайдерами.

Поскольку после подписания в прошлом месяце в Минске мирного соглашения наиболее ожесточенные боевые действия на востоке Украины, по всей видимости, утихли, вероятность ужесточения санкций исчезла. Однако непохоже, что в ближайшие месяцы Евросоюз и США намерены отменить какие-либо из действующих санкций.

Савельев, который сам попал в санкционный список ЕС из-за занимаемой в Крыму должности, заявляет, что адресные санкции совершенно не повлияли на его жизнь, и утверждает, что даже не знает, в каком именно списке он числится. Однако он не скрывает своего возмущения в связи с тем, как от санкций страдает весь регион.

«Что меня поражает, так это антигуманная природа санкций, — говорит он. — [Их главная идея] — пусть там станет хуже, пусть там люди умирают, но зато никто не сможет инвестировать в Крым из-за страха наказания. Весь мир сошел с ума».