Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кадыров и силовики: обмен уколами или конфликт в верхах?

© AP Photo / Musa Sadulayev, fileРамзан Кадыров проводит смотр подразделений специального назначения на стадионе «Динамо» в Грозном
Рамзан Кадыров проводит смотр подразделений специального назначения на стадионе «Динамо» в Грозном
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Заявление главы Чечни Рамзана Кадырова, разрешившего сотрудникам силовых ведомств в республике открывать огонь по силовикам из других регионов, вновь вызвало дискуссии о возможном противостоянии чеченского лидера с так называемыми «федералами». В МВД России слова Кадырова назвали недопустимыми, однако сам чеченский лидер сослался ранее на то, что «бытовую ссору перевели на политический уровень».

Заявление главы Чечни Рамзана Кадырова, разрешившего сотрудникам силовых ведомств в республике открывать огонь по силовикам из других регионов, вновь вызвало дискуссии о возможном противостоянии чеченского лидера с так называемыми «федералами».

В МВД России слова Кадырова назвали недопустимыми, однако сам чеченский лидер сослался ранее на то, что «бытовую ссору перевели на политический уровень».

Эксперты, опрошенные Русской службой Би-би-си, полагают, что своими действиями Рамзан Кадыров в очередной раз показывает, кто «в доме хозяин», и что без согласования с ним лично на территории Чеченской республики не может быть проведена ни одна спецоперация.

«Я официально заявляю: если без вашего ведома на вашей территории появляется, не имеет значения — будь москвич или ставропольчанин — открыть огонь на поражение. С нами должны считаться», — заявил глава Чечни на совещании местных силовиков в Грозном.

Слова Кадырова касались в первую очередь ставропольских полицейских, которые, как он утверждает, без ведома чеченских властей провели 19 апреля спецоперацию в Грозном. В ходе этой операции был убит уроженец Чечни Джамбулат Дадаев, который находился в федеральном розыске по делу о причинении тяжелых травм жителю Ставрополя.

«Кадыров своим заявлением намеревался узаконить новые нормы жизни Чечни, а именно — нормы, в рамках которых правоохранительные органы республики имеют приоритет над любыми другими силовиками, — полагает руководитель интернет-издания “Кавказский узел” Григорий Шведов. — Сами чеченские силовики многократно участвовали в спецоперациях за пределами республики, не согласовывая свои действия. Кадыров наступил на те грабли, которые сам же раскладывал».

При этом, по словам Шведова, существуют оперативные мероприятия, информация о которых не должна распространяться за пределы той группы сотрудников спецслужб, которая их осуществляет. В качестве примера эксперт приводит эпизод с задержанием мэра Махачкалы Саида Амирова, которое было проведено без согласования с местными правоохранителями.

«Конечно, для Москвы, где сидит руководство и федеральные органы, отправлять какие-либо группы на территорию любого субъекта РФ является общепринятой практикой, и это не должно вызывать вопросов. Здесь же на месте москвичей выступили жители соседнего региона, по поводу которых, наверное, возмущение Кадырова понятно. Но, по сути, ситуация такая же, как если бы приехала группа из Москвы. Мне не известно ни о каких нормативных актах, которые обязывают проводить согласования», — объясняет Шведов.

«Пехотинец верховного главнокомандующего»

Бойцы подразделений специального назначения слушают речь Рамзана Кадырова на стадионе «Динамо» в Грозном


«Я — пехотинец верховного главнокомандующего. Если мне дадут приказ, я его выполню на все 100%. Надо будет уйти — уйду, умереть я тоже готов, — заявил Кадыров журналистам в четверг. — Поэтому противопоставлять Кадырова президенту просто смешно. Он наш верховный главнокомандующий».

Пресс-секретарь главы Чечни Альви Каримов сказал bbcrussian.com, что Кадыров «никогда не говорил, что действия силовиков должны согласовываться с чеченскими властями».

И все же Рамзан Кадыров, объясняя свое заявление, утверждает, что оперативные группировки не имеют права действовать на территории возглавляемой им республики без уведомления МВД по Чечне, которое подчиняется не ему.

В федеральном законе об оперативно-розыскной деятельности есть пункт, по которому органы, осуществляющие такую деятельность, «решают задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации».

Судя по информации, размещенной в открытом доступе, детали проведения спецопераций в России регламентируют внутренние приказы силовых ведомств (ФСБ и МВД), которые могут использоваться только для служебного пользования, — так называемые ведомственные инструкции.

«Немного погорячился»

В заявлении МВД России, которое было опубликовано поздним вечером 23 апреля, сообщается, что полицейские из Ставропольского края «в соответствии с установленным министерством внутренних дел Российской Федерации порядком обратились к своим коллегам в управлении уголовного розыска МВД по Чеченской Республике и проинформировали их о цели своего визита». Местные сыщики, как выяснилось, предложили свое содействие в проведении операции.

Ветеран спецподразделения «Альфа» Сергей Гончаров рассказывает bbcrussian.com, что федеральные силовики обязаны согласовывать свои операции с местными спецслужбами. Исключение составляют те случаи, когда вводится режим контртеррористической операции или режим чрезвычайной ситуации.

«Если все силовики будут выезжать и по своему усмотрению проводить операции в регионах Северного Кавказа, это будет неправильно, это будет беспорядок. На мой взгляд, требование Кадырова согласовывать операции с местными властями — это приемлемый вариант. Но вот насчет “стрелять на поражение” — это он немного погорячился, но иногда он проявляет импульсивность».

По мнению Григория Шведова, высказывания Рамзана Кадырова продемонстрировали не то, что действия силовиков не были согласованы, а то, что они не были согласованы лично с главой Чечни.

«Руководство Чечни перестало быть эффективным»

Наряду с сотрудниками УВД Ставропольского края в операции 19 апреля в Грозном, как сообщалось, принимали участие служащие временной оперативной группировки МВД, которая дислоцирована на военной базе в Ханкале. Этот факт, по мнению главного редактора сайта «Агентура.ру» Андрея Солдатова, означает, что такая операция была вряд ли возможна без координации с оперативным штабом, который действует на территории Чечни.

«С тех пор, когда в середине 2000-х была проведена реформа об изменениях в системе реагирования на террористическую угрозу, в Чечне был создан оперативный штаб. Он возглавляется не федеральным чиновником, а местной фигурой, начальником местного управления ФСБ, и стало намного сложнее с формальной точки зрения проводить там независимые операции. Те времена, когда федеральные силы могли проводить спецоперации на территории Чечни самостоятельно, не ставя никого в известность, давно прошли», — рассказывает Солдатов.

Оперативный штаб — зонтичная структура, в рамках которой все антитеррористические подразделения региона должны координировать свои операции. В состав оперативного штаба, по словам Андрея Солдатова, входит и представитель чеченских силовиков, и один из начальников временной оперативной группировки МВД России.

Григорий Шведов из «Кавказского узла» называет мифом личные возможности Рамзана Кадырова контролировать всё происходящее в Чечне.

«В 2014 году Чечня стала единственным регионом Северного Кавказа, где существенно выросло количество жертв террора. Это показывает, что руководство Чечни перестало быть эффективным и, очевидно, не в состоянии контролировать ситуацию в республике. Наиболее известным тому подтверждением была атака на Грозный, когда на протяжении многих часов в самом центре города удерживались разнообразные здания, несмотря на многочисленную армию чеченских силовиков», — говорит эксперт.

В декабре прошлого года 10 полицейских погибли и 28 сотрудников правоохранительных органов были ранены во время спецоперации в Грозном, после того как на город совершила нападение группа боевиков, захватившая среди прочего Дом печати.

«Слово Кадырова — закон»

«Думаю, заявление [на совещании в Грозном] вполне в русле того, что Кадыров делал последние несколько лет, ревностно охраняя свою территорию от любого вмешательства извне, — рассуждает Андрей Солдатов из “Агентуры.ру”. — Конечно, он прекрасно понимает правила игры, но ему необходимо поддерживать образ человека, который не даст в обиду своих силовиков и не позволит действовать на своей территории. Но я не думаю, что это свидетельствует об отказе кадыровских силовиков от взаимодействия с федералами».

Однако бывший министр печати Чечни, публицист и политолог Руслан Мартагов в интервью Русской службе Би-би-си говорит, что конфликт с силовиками может быть вызван стремлением Кадырова сосредоточить в своих руках «единоличную и всеобъемлющую власть».

«На сегодняшний день в Чечне то, что говорит и устанавливает Кадыров, — единственный закон, и всякие посягательства, прямые или косвенные, воспринимаются очень болезненно. В последнее время эта единоличность во власти начала раздражать и силовиков федерального подчинения в МВД и ФСБ, и армейскую верхушку. Восемьдесят с лишним регионов — и только один глава региона лезет везде, куда захочет, но к нему никто не может приближаться», — убежден Мартагов.

Подозреваемый в убийстве политика Бориса Немцова Заур Дадаев на заседании Басманного суда в Москве


Кроме того, по его мнению, на действиях Кадырова сказывается ситуация вокруг дела об убийстве Бориса Немцова и так называемого «чеченского следа», включая аресты подозреваемых в убийстве оппозиционера, которые были проведены на территории соседней Ингушетии. «По мысли самого Кадырова, это каким-то образом расшатывает его личную власть», — считает Руслан Мартагов.

На данный момент по делу об убийстве Немцова арестованы пятеро жителей Чечни — Заур Дадаев, Анзор и Шадид Губашевы, Хамзат Бахаев и Тамерлан Эскерханов. Еще один подозреваемый по этому делу, Беслан Шаванов, как сообщалось, устроил самоподрыв в Грозном, когда сотрудники правоохранительных органов пытались его задержать.

Соратник Немцова, бывший заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков заявил ранее в интервью Русской службе Би-би-си, что у следователей есть непреодолимые препятствия при проведении оперативных действий на территории Чеченской республики.

«Следственный комитет может действовать где угодно — в Ярославской области, на Сахалине, на Камчатке, но только не в Чечне, где есть частные армии, частная полиция, частное право или местное региональное право, которое не стыкуется с российским правом и вообще с принципами цивилизованного правового государства», — уверен Гудков.

Допросы в Чечне

7 апреля, как сообщало агентство «Росбалт», следователи из Москвы смогли допросить в Грозном командира батальона «Север» Алибека Делимханова, родного брата депутата Госдумы Адама Делимханова. Как рассказал «Росбалту» источник в правоохранительных органах, допрос стал возможен только после личного вмешательства главы республики Рамзана Кадырова.

Русская служба Би-би-си направила в Следственный комитет России запрос, однако подтверждения информации о проведении следственных действий на территории Чеченской республики не получила.

В среду адвокат Вадим Прохоров, представляющий интересы семьи Немцова, обратился в СК с ходатайством о допросе Рамзана Кадырова и ряда высокопоставленных чеченских чиновников, включая депутата Адама Делимханова и члена Совета Федерации Сулеймана Геремеева.

Убитый 19 апреля в Грозном является однофамильцем бойца батальона «Север» Заура Дадаева, которого следователи считают непосредственным исполнителем убийства Немцова. Экс-министр печати Чечни Руслан Мартагов предположил, что Джамбулат Дадаев мог оказаться родственником арестованного Дадаева, и силовики решили не уведомлять об операции министерство внутренних дел Чеченской республики, чтобы не допустить утечки информации.

Рамзан Кадыров заявил, что проводившие операцию сотрудники правоохранительных органов должны быть наказаны, поскольку действовали в нарушение закона. По словам главы Чечни, ссылающегося на показания свидетелей спецоперации в центре города, безоружный Джамбулат Дадаев просил не стрелять в него, «но они его убили».

В то же время, как заявили в российском МВД, Дадаев в ходе задержания пытался протаранить на машине служебный автомобиль правоохранителей, после чего был убит ответным огнем.