В своем недавнем интервью военно-аналитическому порталу IHS Jane’s заместитель директора ФГУП «Крыловский государственный научно-исследовательский центр» Валерий Поляков, непосредственно связанный с разработкой российского авианосца, коротко сообщил некоторые подробности о корабле, который известен под названием «Проект 23000Е» или «Шторм».

По словам Полякова, водоизмещение корабля составит 90-100 тысяч тонн, что примерно в два раза больше, чем у любого авианосца, построенного в России на сегодняшний день. Длина корабля составит 330 метров, ширина — 40 метров, а осадка — 11 метров. Крейсерская скорость хода авианосца составит 20 узлов, а максимальная — 30 узлов. Корабль будет иметь автономность 120 дней, и для его обслуживания потребуется экипаж численностью 4000-5000 человек.

Авиагруппа корабля будет состоять из 80-90 летательных аппаратов различного назначения. По сведениям, полученным IHS Jane’s «также предусмотрена возможность базирования многоцелевых истребителей пятого поколения Т-50 ПАКФА и палубных многоцелевых истребителей МиГ-29К, а также палубных самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и корабельных многоцелевых вертолетов семейства Ка-27».

Поляков сообщил изданию, что масштабная модель авианосца, построенная в КГНЦ, будет продемонстрирована в этом году на международном военно-морском салоне, который будет проходить в Санкт-Петербурге с 1 по 5 июля.

Кроме того, полетная палуба масштабной модели авианосца имеет четыре стартовые позиции. Две из них представляют собой традиционные рампы-трамплины, а две другие — стартовые электромагнитные катапульты (EMALS), которые ВМС США испытали на минувшей неделе. Как отметили специалисты ВМС США в пресс-релизе перед испытаниями, по сравнению с традиционными паровыми катапультами электромагнитные стартовые катапульты имеют ряд преимуществ.

«Эта катапульта, приводимая в действие с помощью электромагнитной системы, отличается значительными преимуществами, среди которых — простота обслуживания, более высокая надежность и эффективность, более высокая подъемная мощность, более точная регулировка конечной скорости, более плавный разгон на высоких и низких скоростях. За счет постепенного линейного ускорения, которое обеспечивает электромагнитная катапульта, снижается нагрузка на авианосец».

Одним из главных недостатков авианосца является то, что по текущему проекту судно оснащено не ядерным двигателем, а стандартной силовой установкой. Поляков отметил, что характеристики корабля могут изменяться по ходу разработки в соответствии с желанием потенциальных клиентов.

В своем интервью изданию Jane’s Поляков также уточнил назначение перспективного авианосца: «Многоцелевой авианосец предназначен для проведения различных операций в удаленных морских и океанских регионах, способен наносить удары по морским и наземным целям противника и обеспечивать боевую устойчивость и ПВО корабельных группировок».

Сообщения о том, что Россия планирует построить новый авианосец, впервые появились в российских СМИ еще в феврале. Месяц спустя эту информацию подтвердил главнокомандующий ВМФ России. «Авианосец у флота будет. Работы ведутся соответствующими научно-исследовательскими организациями. Причем они ведутся в точном соответствии с требованиями Главного командования ВМФ», — заявил тогда главнокомандующий ВМФ адмирал Виктор Чирков.

У России сейчас есть только один авианосец — «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», который был построен в Советском Союзе еще в 1985 году. Поэтому построить новый авианосец в России будет проще, чем в такой стране как Китай, у которого гораздо меньше опыта в области морской авиации, чем у Москвы.

С другой стороны, обеспечить строительство этого перспективного авианосца будет гораздо сложнее, чем создание российских и советских авианосцев до этого. В связи с этим весьма маловероятно, что проект по созданию заявленного авианосца «Шторм» вообще когда-либо будет осуществлен, особенно с учетом обостряющихся в России финансовых проблем. Как мудро советует Джим Холмс (Jim Holmes), «давайте не будем слишком переоценивать [этот проект]».