Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Крым: Война между федеральными и местными элитами?

© РИА Новости Екатерина Штукина / Перейти в фотобанкПодписание Договора между РФ и Республикой Крым о принятии в РФ Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов.
Подписание Договора между РФ и Республикой Крым о принятии в РФ Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Крыму, судя по всему, разгорелся нешуточный конфликт между местной «командой победителей» во главе с руководителем полуострова Сергеем Аксеновым и представителями федерального центра, включая ФСБ. Серьезность ситуации подчеркивается тем, что потребовалось личное вмешательство президента РФ Владимира Путина.

В Крыму, судя по всему, разгорелся нешуточный конфликт между местной «командой победителей» во главе с руководителем полуострова Сергеем Аксеновым и представителями федерального центра, включая ФСБ. Серьезность ситуации подчеркивается тем, что потребовалось личное вмешательство президента РФ Владимира Путина. Однако конфликт пока остается неразрешенным и, учитывая влиятельность вовлеченных в него противоборствующих групп, последствия его очень сложно прогнозировать.

Волна арестов


Началось все с ряда громких арестов и заявлений о разгуле коррупции на полуострове. Например, в конце июня — начале июля ФСБ завела уголовные дела на министра промышленной политики Крыма Андрея Скрынника, начальника УФНС Крыма Николая Кочанова и директора Ялтинского торгового порта Дмитрия Петрова. Кроме того, федеральные российские СМИ сообщили со ссылкой на свои источники, о предстоящих в ближайшее время новых уголовных делах в отношении высокопоставленных крымских чиновников.

В то же время заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Астахов отметил, что «…Минстрой республики [Крым] не смог предоставить проверяющим документы о целевом назначении средств на сумму 368 из 582 млн рублей», то есть, в неизвестном направлении испарилось около двух третей выделенных федеральным центром денег, причем ни к местным чиновникам, ни к подрядчикам не были применены санкции.

Контрнаступление крымской политической элиты

Глава Крыма и другие представители местного правительства совсем недавно громко клялись увольнять «без пощады» всех чиновников, причастных к коррупции. Более того, Аксенов заявил, что «мы не будем ожидать решения судов. Зачистка будет носить тотальный характер». Они, правда, судя по всему, имели в виду мелких коррупционеров.

Однако на днях, поняв, что федералы не хотят ловить мелкую рыбешку и занялись крупными чиновниками, крымская политическая элита всполошилась.

Аксенов, видимо, почувствовав угрозу себе и своему окружению, сделал разворот на 180 градусов и начал заявлять о важности «справедливости» и недопустимости проведенных сотрудниками ФСБ арестов с последующим увольнением чиновников.

Более того, глава Крыма пошел ва-банк, фактически объявив ФСБ открытую войну, назвав силовиков провокаторами, «заинтересованными в дестабилизации обстановки в Крыму» ради личной выгоды и фабрикующими дела против честных крымских чиновников.

В качестве примера Аксенов привел возбужденное ФСБ уголовное дело против министра промышленности Скрынника. Глава республики заявил, что дело является «заказным» и основанным на «абсолютно надуманном материале», а министр просто допустил ошибку, связанную с разницей между украинским и российским законодательствами, и правительство Крыма «не видит» состава преступления в его действиях.

Аксенов отметил, что все эти вопросы обсудил с президентом Путиным, которого теперь будет регулярно информировать о развитии данной ситуации.

Аксенов также добавил, что не собирается подчиняться решениям федеральных следственных органов и защитит от них местных чиновников. «Чиновники наши — это такие же граждане, никто не будет наших чиновников делать жертвами, это я вам гарантирую», — пообещал он, обращаясь на днях к министрам. Кроме того, Аксенов заявил, что в Крыму создали спецкомиссию (в которую, в частности, вошел он сам и председатель госсовета Крыма Владимир Константинов), которая «не позволит проводить в отношении государственных служащих незаконные действия. Нами будет рассмотрен каждый случай привлечения к ответственности должностного лица». Иными словами, чиновники исполнительной ветви власти отбросили формальности и открыто подменили собой следственные органы и суды.

На этом глава Крыма не остановился и еще раз гаркнул в сторону Москвы. «И никто вообще не будет над вами [крымскими чиновниками] издеваться. А то у нас появились деятели, приехали с материка и рассказывают, что крымчане — бестолковые, идиоты, а появились герои определенные, которые что-то хотят поменять. Этого не будет, я вам гарантирую», — подчеркнул он.

Кроме того, Аксенов велел Скрыннику продолжать выполнять свои служебные обязанности.

Глава республики также заявил, что не верит в виновность начальника крымского управления ФНС Кочанова, задержанного по обвинению в попытке дать взятку. «Это, наверное, первая в истории России ситуация, когда начальник налоговой не взял, а дал взятку. Но не вызывает ли это у нас определенных ассоциаций?» — сказал он.

Присоединились к наступлению и другие ключевые фигуры крымской политической элиты. Член президиума госсовета полуострова Сергей Шувайников — по сообщениям, близкий соратник Аксенова — намекнул, что Крым может и передумать дружить с Москвой, сказав, что «мы не для того вернулись в Россию, чтобы заново повторять страшилки, которые пережили в украинский период».

Не остался в стороне и председатель госсовета Крыма Константинов, заявивший в связи с арестами чиновников, что «…Крым подвергся очень серьезной атаке. Все наши враги только и ждали этих всех прецедентных вещей…»
Константинов назвал обвинения в адрес Скрынника «чистой воды информационной ложью», добавив, что «Команда, работающая сейчас в Крыму, — самая честная и чистая, которую я когда-либо видел. У каждого чиновника могут быть ошибки, однако спекулировать на этом нельзя. Мы с Сергеем Валерьевичем [Аксеновым] пресекли коррупционные схемы, сегодня в Крыму этого нет, и это наша победа».

Причем, словосочетания «незначительные ошибки» и «проблемы состыковки российского и украинского законодательства» повторялись неоднократно в качестве объяснения действий чиновников, к которым могут иметь претензии следственные органы.

Более того, крымские чиновники не только настаивали на полном отсутствии коррупции в правительстве Крыма, но и пошли в атаку на «деятелей с материка».

Например, председатель комитета госсовета РК по экономической, бюджетно-финансовой и налоговой политике Виталий Нахлупин обвинил вышеупомянутого замглавы Росавтодора Игоря Астахова в непрофессионализме и даже лжи.

«На муниципальные дороги выделена сумма 582,7 миллиона рублей. Освоено, то есть фактически получено денег, 277,2 миллиона. … Ну, не могли мы давать документы на 368 миллионов, если по факту освоили только 277. На мой взгляд, господин Астахов просто не ознакомился с деталями отчета», — заявил крымский чиновник.

Далее он, в свою очередь, обвинил в растрате федеральных средств структуры «с материка». «Приведу один пример: из службы на институт «Крымгипродор» уходит 61 млн рублей, 5% компания «Крымгипродор» оставляет, и дальше деньги идут компании «Самарадорпроект». Это компания, после которой строят две посреднические организации. Последняя компания, получающая деньги, выполняет данные работы, строго придерживаясь технического задания, за 25 миллионов рублей. Данный факт сегодня рассматривается Следственным комитетом», — сказал Нахлупин.

Также чиновник заявил, что это Москва задолжала Крыму, а не наоборот. «На сегодняшний день в Республику Крым не поступило ни одной копейки. Общая сумма задолженности федеральных органов перед Республикой Крым составляет порядка 1 млрд 400 млн рублей», — разъяснил он.

Ответ федералов


Однако представляется весьма вероятным, что натиск крымских чиновников не особо испугает федеральный центр, и ФСБ — одно из самых могущественных российских министерств — наряду с остальными федеральными ведомствами просто так не оступятся.

«Публичное выяснение отношений с силовиками — не лучший инструмент разрешения подобной ситуации со стороны главы региона», — отметил политолог Евгений Минченко, пишет «Коммерсант».

«Сергей Аксенов сейчас, действительно, на особых правах», — заявил другой политолог Константин Калачев, который не исключил, однако, что руководитель Крыма «может и переоценить свою незаменимость».

В этой связи неудивительно, что созданная по инициативе главы Крыма спецкомиссия, которая должна была не позволить федеральному центру «делать жертвами» крымских чиновников, сама стала жертвой конфликта с московскими чиновниками, не просуществовав и недели. Уже 13 июля Аксенов заявил о ее расформировании, судя по всему — после звонка из Кремля.

Главе Крыма также пришлось согласиться на санкционированное президентом Путиным введение «представителей» (читай, «надзирателей») на уровне заместителей федеральных министров и ведомств в правительство Крыма.

Однако Аксенов одновременно созвал пресс-конференцию и заявил местным и федеральным СМИ, что «мне диктовать условия — бесполезное дело. Все эти иллюзии о том, что кто-то считает, что я буду «свадебным генералом»... — я никогда не был и не буду «свадебным генералом». Вы знаете мою позицию — здесь наплакалось очень большое количество чиновников, все президенты Украины занимались мною лично. Мне никто свою волю, кроме президента, диктовать не будет, я ни у кого не буду бегать на посылках, никакие службы (ФСБ?) не заставят меня изменить позицию ни по каким ситуациям».

Он также повторил свое заявление о том, что в Крым рвутся федеральные «игроки, которые стабильно пилят где-то российский бюджет и хотят реализовать здесь ряд программ», но он этого не допустит. «Я удар всегда держу и готов к любой встрече с оппонентами», — заключил он.
Судя по резкости и публичности высказываний Аксенова, конфликт с федералами не исчерпан.

Кто виноват и что дальше?


В чем же истинные причины конфликта, и чем все это может обернуться для Крыма и Кремля?

С одной стороны, мало кто верит в отсутствие коррупции в крымских эшелонах власти.

В последнее время неоднократно звучали обвинения в нарушении закона представителями крымского правительства, включая продавливание вопроса о строительстве карьеров по добыче щебня в заповедных зонах, противозаконное закрытие пляжей и незаконную застройку парков и береговых зон.

В частности, в крымскую прокуратуру поступили жалобы о якобы имевших место сомнительных сделках с участием первого вице-премьера республики Михаила Шеремета и нарушении вице-премьером Крыма Николаем Янаки запрета на предпринимательскую деятельность для госслужащих

С другой стороны, не исключено, что слова крымских чиновников о заказном характере преследования со стороны ФСБ также соответствуют действительности.

Общая сумма взяток и прочих коррупционных выплат в России, по некоторым подсчетам, ежегодно составляет около 300-500 миллиардов долларов, т.е. от четверти до трети ВВП страны. В этой связи представляется странным, что ФСБ решила «бодаться» с крымской администрацией и доводить дело до уровня президента Путина из-за чиновников, в общей сложности по обвинениям своровавших «несчастный» 1 миллион долларов: по версии ФСБ, глава крымского Минпрома Скрынник якобы присвоил 48 миллионов рублей (850 тысяч долларов), начальник УФНС полуострова Кочанов якобы предлагал кому-то взятку в размере 300 тысяч рублей (5,3 тысяч долларов), а директор Ялтинского торгового порта Петров обвиняется в нанесении ущерба в размере 6,5 миллиона рублей (115 тысяч долларов).

Многие не особо верят в версию об искренней борьбе с коррупцией в Крыму.

Профессор Высшей школы экономики, доктор политических наук Юлий Нисневич заявил изданию «Профиль», что, на его взгляд, в Крыму идет передел собственности и влияния между местными и федеральными элитами. «Когда идет огромное количество «халявных» денег, тем, кто может к ним прижаться, очень хочется их поделить между собой, пока есть такая возможность, — отметил он. — Понятно, что когда идет передел собственности, довольно часто используется лозунг борьбы с коррупцией — для того, чтобы устранить конкурентов».

Замглавы общественной организации «Антикоррупционное бюро Крыма» Екатерина Горелкина заявила тому же изданию, что «в первую очередь, это, конечно же, борьба кланов, то есть это явно прослеживается».

Учитывая вышесказанное, возможно, что особенности данного конфликта действительно указывают на то, что он является лишь борьбой за передел средств и влияния.

Также вероятно, что Москва все-таки решила умерить аппетиты крымского чиновничества перед выделением полуострову значительных средств. Но принимая во внимание разгул коррупции по всей России и вялые действия властей по борьбе с ней, данный сценарий является необычным, а если кампания по борьбе с коррупцией действительно развернется, то она, судя по всему, быстро сойдет на нет.

Однако, также возможно, что федеральный центр решил хотя бы частично заменить местных чиновников назначенцами из Москвы, чтобы укрепить контроль над полуостровом. В данном случае борьба с коррупцией, по-видимому, станет пустым лозунгом и произойдет лишь замена местных элит федеральными.

Ограничится ли все простым разделом денежных потоков и перераспределением кресел в Крыму, или выльется в рост антикремлевских настроений на полуострове, как намекнул член президиума госсовета РК Шувайников?

Как бы то ни было, ни один из этих вариантов развития событий, судя по всему, особой пользы народу Крыма и России не принесет.