У Запада нет ясного понимания того, что происходит в Сирии, и военное вмешательство России предпринято с тем, чтобы бороться с террористами, а не поддерживать сирийского лидера Башара Асада (Bashar Assad), заявил российский президент Владимир Путин во вторник корреспонденту CNBC.
«Я не хочу сейчас ни с кем дискутировать, но хочу отметить: мы не стремимся к какому-то лидерству (речь о Сирии). В Сирии может быть только один лидер — это сирийский народ», — сказал Путин, отвечая на вопрос журналиста CNBC на ежегодном инвестиционном форуме «Россия зовет», организованном в Москве российским банком «ВТБ Капитал».
«Мы стремимся к тому, чтобы внести свой вклад в борьбу с терроризмом, который опасен и для Соединенных Штатов Америки, для России, для европейских стран, да и для всего мира, — заявил президент.
«У некоторых наших (западных) партнёров... нет ясного понимания, что происходит реально на территории».
Главной темой форума была российская экономика, однако Москва оказалась в центре внимания еще и в связи с геополитическим и гуманитарным кризисом на Ближнем Востоке, при этом беспокойство вызывает участие российских вооруженных сил в гражданской войне в Сирии.
На протяжении последнего месяца Россия проводит бомбардировки в Сирии, якобы присоединившись к борьбе против террористической организации, которая называет себя «Исламским государством». Однако Россия включилась в эту войну, пытаясь еще и поддержать режим сирийского президента Башара Асада, чем вызвала серьезную озабоченность западных стран, которые считают Асада главной причиной гражданской войны в Сирии.
В минувшие выходные, когда Россия усилила бомбардировки, президент США Барак Обама заявил, что действия России направлены исключительно на поддержку режима Асада.
Когда представитель CNBC Джефф Катмор (Geoff Cutmore) спросил Путина, как он ответит на заявления Обамы, российский президент снял наушник, чем вызвал смех в зале.
«Все наши действия... находятся в строгом соответствии с Уставом ООН и международным правом, в отличие от наших коллег из так называемой международной коалиции во главе с Соединенными Штатами, которые действуют без резолюции Совета Безопасности ООН и без приглашения сирийских властей», — ответил Путин.
Российский президент заявил журналисту CNBC, что Москва просила западных союзников предоставить ей информацию о целях — в частности, о тех целях, по которым необходимо наносить удары — однако ответа не получила.
«Мы на военном уровне обратились и попросили (США): дайте нам те цели, которые вы считаете стопроцентно террористическими. Нет, мы к этому не готовы — был ответ. Ну, тогда мы подумали и задали ещё один вопрос: тогда скажите нам, куда не надо бить. Тоже никакого ответа. А что делать-то?» — сказал Владимир Путин.
«Теперь нам говорят: нет, мы не готовы с вами сотрудничать, и вы наносите удары не по тем целям», — добавил он.
«Это не шутка, я ничего не придумал, это так и есть, недавно совсем предложили американцам: дайте нам объекты, по которым не надо бить. Нет тоже никакого ответа».
Его заявления позвучали на фоне непростой экономической и политической обстановки, которая сложилась в России. Российская экономика переживает взлеты и падения на протяжении последних полутора лет, прошедших с тех пор, как в марте 2014 года Россия аннексировала Крым и затем участвовала в организации пророссийского мятежа на Украине, в результате чего Евросоюз и США ввели санкции.
Эта экономическая изоляция в сочетании с низкими ценами на нефть в значительной степени повлияли на рубль и на экономику страны, которая по предварительным оценкам в 2015 году сократится, при этом падение ВВП составит 3,8%.
Обращаясь к присутствующим, Путин заявил, что цель правительства — обеспечить макроэкономическую стабильность, и добавил, что Россия будет «чутко реагировать на то, что происходит... в мировых финансах, в мировой экономике, на международных рынках».
Кроме того, Путин с оптимизмом высказался о том, что экономика его страны выйдет из состояния депрессии и восстановит положительную динамику. Он отметил также, что «если пик не пройден, то достигнут». Однако он заметил, что правительству следует сосредоточить основное внимание на структурных изменениях в экономике.