Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кризис в Европе дарит Москве новые возможности

© коллаж ИноСМИроссия европа
россия европа
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Европейский финансовый кризис дарит России редкую возможность выступить в роли укрепившегося регионального экономического тяжеловеса. Продолжающийся кризис заставляет европейские страны – и ЕС – отвернуться от проектов за пределами региона, и лишает их возможности полностью посвятить себя противодействию возрождению активности России в бывших советских республиках.

Восемь из одиннадцати стран, входящих в Содружество независимых государств (СНГ), подписали во вторник соглашение о свободной торговле. Оставшиеся государства планируют либо подписать соглашение, либо рассмотреть возможность его подписания до конца этого года.

Подробности: Бывшие советские республики подписали договор о свободной торговле

СНГ было сформировано в 1991 году, после развала Советского Союза. Основание содружества стало частью спешных усилий втиснуть группу вновь независимых государств, проведших последние семь десятилетий под руководством Москвы, в понятную и стабильную структуру. Сегодня в СНГ входят Россия, Белоруссия, Украина, Молдавия, Армения, Азербайджан, Туркменистан, Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан. В СНГ не вошли прибалтийские республики, с самого начала ориентировавшиеся на Европу. В 2008 году Грузия вышла из содружества после российско-грузинской войны.

По сути СНГ оказалось этакой говорильней, чьи военные и экономические компоненты были сугубо символическими. Прошлые попытки группы создать пространство свободной торговли так и не привели к подписанию каких-либо соглашений. Более того, одна из основательниц организации, Украина, вообще не подписывала все соглашения о членстве в организации.

В то время как СНГ с трудом пыталось найти свое место в мире, Россия использовала другие организации, чтобы сформировать крепкие альянсы со многими из бывших советских республик. Среди них были политически мотивированное Союзное государство России и Белоруссии и имеющая военную ориентацию Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В прошлом году Россия укрепила свои союзы, объявив о создании Таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном, и расширив параметры Союзного государства и ОДКБ. В то же время Москва укрепляет свое прямое влияние в большинстве бывших советских республик.

Но бывшие республики больше привлекает идея присоединения к торговому или экономическому альянсу с Западом, чем заключение схожих соглашений с Россией. Традиционно бывшие советские республики вступали в экономические союзы с Россией по политическим причинам или для обеспечения безопасности – как это было, когда Минск и Астана присоединились к Таможенному союзу. Россия не могла соперничать с Западом – и особенно с Европой – в вопросах инвестиций, модернизации и торговли. Экономический рычаг всегда был одним из сильнейших в арсенале Запада, пытавшегося помешать бывшим советским республикам вернуться под влияние Москвы.

Однако европейский финансовый кризис дарит России редкую возможность выступить в роли укрепившегося регионального экономического тяжеловеса. Продолжающийся кризис заставляет европейские страны – и ЕС – отвернуться от проектов за пределами региона, и лишает их возможности полностью посвятить себя противодействию возрождению активности России в бывших советских республиках.

Во вторник также было объявлено, что ключевой саммит между Украиной и ЕС, назначенный на четверг и призванный придать окончательную форму соглашению об ассоциативном членстве, отложен. Политические скандалы в Киеве из-за осуждения и тюремного заключения лидера оппозиции Юлии Тимошенко стали официальной причиной отсрочки, однако неясно, способен ли ЕС вообще принимать какие-либо решения, не касающиеся его собственной финансовой ситуации.

Подробности: Евросоюз отменил встречу с Януковичем в Брюсселе

Это не означает, что в будущем Украина и Евросоюз не достигнут торгового соглашения – просто этого не произойдет сейчас. А это оставляет двери открытыми для России.

У Москвы есть наличные, стабильность и желание воспользоваться экономическими возможностями, которые ей дарит озабоченность Европы своим собственным финансовым кризисом. Но когда речь идет о России, экономический союз никогда не бывает ограничен одной лишь экономической сферой. Как и в случае с Таможенным союзом или с ОДКБ, Москва искусно умеет начать с таможенного или военного договора и расширить его влияние до других областей политики.

И Москва, несомненно, осознает появившиеся у нее возможности. Как уже сообщалось, российский премьер-министр Владимир Путин, который, скорее всего, вновь станет в следующем году президентом, выразил свое намерение объединить бывшие советские республики в рамках «Евразийского союза». Это предложение уже заставило некоторых наблюдателей заговорить о том, что российский лидер стремится к заключению соглашения, напоминающего о Советском Союзе. Путин отрицает эту связь, и, несомненно, существуют факторы, ограничивающие масштаб любой подобной реформации. Тем не менее, Путин сказал, что подобный союз будет построен на имеющихся альянсах и союзах между бывшими советскими республиками – такими как Таможенный союз, а теперь еще и укрепленное СНГ.