Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Поддерживаемые Россией кандидаты в президенты в Южной Осетии и Приднестровье, сепаратистских регионах Грузии и Молдавии соответственно, оба проиграли в местных выборах в последние месяцы. Эти самопровозглашенные образования бывшего Советского Союза нуждаются в иностранном покровителе для гарантии их независимости, а России они нужны в качестве рычага против бывших союзных республик.

Резюме

Поддерживаемые Россией кандидаты в президенты в Южной Осетии и Приднестровье, сепаратистских регионах Грузии и Молдавии соответственно, оба проиграли в местных выборах в последние месяцы. Эти самопровозглашенные образования бывшего Советского Союза нуждаются в иностранном покровителе для гарантии их независимости, а России они нужны в качестве рычага против бывших союзных республик. В конечном счете, развитие событий в Южной Осетии и Приднестровье не представляют угрозы для российского влияния в этих регионах или на других сепаратистских территориях.

Анализ

За последние месяцы Россия испытала политическое противодействие ее влиянию в мятежных регионах Грузии и Молдавии. В Южной Осетии предпочитаемый Россией кандидат в президенты Анатолий Бибилов проиграл во втором туре выборов в ноябре 2011. Южноосетинский Верховный суд объявил результаты второго тура недействительными, что заставило лидера оппозиции Аллу Джиоеву, выигравшую выборы, мобилизовать своих сторонников - протесты на территории пробрели на время бурный характер. Суд назначил новые выборы на 25 марта 2012, но Бибилов снял свою кандидатуру. В президентских выборах в Приднестровье в декабре 2011 поддерживаемый Россией кандидат Анатолий Каминский проиграл Евгению Шевчуку.

Читайте также: Выборы в Южной Осетии и Приднестровье ставят перед Москвой острые проблемы

Скорее чем угрожать российскому влиянию, данные инциденты отражают нюансы этого влияния, которое более сильно в военной и экономической сферах, чем во внутренней политике. Мятежные территории региона, включая бывшую грузинскую территорию Абхазия и спорный регион Нагорный Карабах в Азербайджане, зависят от российской поддержки их независимости. Так же и России нужно влияние в этих регионах, чтобы можно было использовать его как рычаг против бывших союзных республик, когда они откажутся поддерживать российские планы.

Бывший Советский Союз исторически состоял из сотен национальностей, включая абхазов, осетинов, чеченов, молдаван, украинцев и русских. Когда Советский Союз начал разваливаться, многие из этих этнических групп увидели новообразующиеся государства как угрозу их существованию и стремились избежать новоявленного национализма, формируя свои собственные автономные регионы. На этой почве произошло несколько конфликтов: южные осетины и абхазы сражались с Грузией, азербайджаны и армяне воевали из-за Нагорного Карабаха, а Молдавия пыталась удержать в своем составе Приднестровье. Только нескольким из этих групп удалось достичь независимости де-факто, и поддержка со стороны России помогла им в этом.



Еще по теме: Что в Грузии говорят о событиях в Южной Осетии

Приднестровье — самая крупная территория из данных самопровозглашенных образований по численности, с населением около 530 тысяч человек, за ним следует Абхазия с 250 тысячами, Нагорный Карабах с 138 тысячами и Южная Осетия с 70 тысячами. Испытывая недостаток ресурсов и не имея возможности функционировать как нормальное государство в экономическом или военном плане, эти территории были вынуждены полагаться на иностранного покровителя, чтобы гарантировать свою независимость. Россия увидела в этом возможность выстроить отношения с этими территориям, которые она могла бы потом использовать как рычаг давления против неуступчивых государств по соседству.

Еще по теме: Южная Осетия - штурм перед инаугурацией

Россия имеет сильное военное присутствие в каждой из этих территорий, кроме Нагорного Карабаха. Южная Осетия и Абхазия делят между собой около 7 тысяч российских военных, около 1100 военных размещены в Приднестровье. Хотя у России нет военной базы в Нагорном Карабахе, у нее есть база в соседствующей Армении, с которой можно легко перебросить военные силы на территорию при необходимости.

Кроме того, российская финансовая помощь жизненно необходима слабым экономикам мятежных регионов. Россия предоставляет Южной Осетии и Абхазии миллионы долларов финансовой помощи ежегодно. Москва частично приостановила финансовую помощь Приднестровью в 2012, когда Каминский проиграл президентские выборы, но все же предоставляет несколько сотен миллионов долларов. Россия поддерживает Нагорный Карабах косвенно; она предоставляет финансовую помощь Армении, которая поддерживает данную территорию в военном и финансовом плане.

Россия показала, что она может и будет использовать свою доминирующую позицию в этих самопровозглашенных автономных регионах для того, чтобы наказывать своих бывших союзников за участие в действиях, которые не по нраву Москве. Например, Россия напала на Грузию в 2008, когда Тбилиси активно следовал прозападному курсу (в частности, его попытка вступить в НАТО) и позже она признала независимость Южной Осетии и Абхазии. С тех пор она разместила военные силы на этих территориях, где они могут представлять постоянную угрозу Грузии. Если Азербайджан или Молдавия сделали бы что-то, что не понравилось бы России, она могла бы признать автономность Нагорного Карабаха или Приднестровья соответственно.

Еще по теме: Синдром Науру

Позиция России на данных территориях сильна; в то же время позицию государств, от которых откололись эти территории, нельзя назвать сильной. Более того, эти государства сами по себе слабы, если сравнивать их с Россией, и, таким образом, они не могут изменить реальность в отколовшихся от них районах военным путем. У России же нет интереса в том, чтобы эти территории вновь присоединились к своим бывшим покровителям, так как тогда Москва лишится рычага давления. Таким образом, недавние события в Южной Осетии и Приднестровье не нанесут ущерба стратегической позиции России в регионах, хотя они показывают, что события на этих территориях не всегда следуют плану России.