Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Какова ценность знаков внимания к Эстонии?

© REUTERS/Ints Kalninsголосование по выборам президента страны в парламенте Эстонии
голосование по выборам президента страны в парламенте Эстонии
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Обмен щелчками по носу на самых разных уровнях становится главной медиа-новостью с завидной регулярностью. То президент, отвлекшись от государственных дел, отыщет в бескрайних просторах всемирной паутины рассуждения нобелевского лауреата - не странно, что он находит время все это читать, странно, что ему приходит в голову вступать в перепалку. То наш министр финансов начинает журить Германию…

Поучать всех подряд в Эстонии стало очень модным. По всей видимости, нам вскружили голову высказанные в наш адрес похвалы, и у многих местных политиков сложилась иллюзия, что к их мнению в мире уже готовы прислушаться. Готовы ли?

Обмен щелчками по носу на самых разных уровнях становится главной медиа-новостью с завидной регулярностью. То президент, отвлекшись от государственных дел, отыщет в бескрайних просторах всемирной паутины рассуждения нобелевского лауреата - не странно, что Ильвес находит время все это читать, странно, что ему приходит в голову вступать в перепалку. То наш министр финансов начинает слегка журить Германию за неспешность по решению об участии в ESM и получает грубоватый, но вполне адекватный ответ президента Союза налогоплательщиков Баварии (видимо, последний - не очень в курсе насчет наших головокружительных экономических успехов).

Читайте также: НАТО будет вести полетные тренировки над Эстонией на низовой высоте

Наверное, правы мудрецы, утверждающие, что жизнь состоит из бесконечного чередования черных и белых полос. Поэтому, как только нас кто-то похвалит (до сих пор не могу понять, почему мы придаем столько значения оброненным мимоходом или из чувства политкорректности фразам), сразу найдется кто-то, кто заметит у нас какой-то недостаток. Мне кажется это абсолютно нормальным явлением. Однако, если в первом случае министры сразу начинают надувать щеки, опускать скромно глаза и застенчиво краснеть, то во втором - опускаться до грубых сравнений и вслух высказывать сомнения в адекватности критиков.



А ведь все гораздо проще: успех любой страны редко бывает абсолютным - оборотной стороной сверкающей медали могут стать совершенно неожиданные вещи. Наш экономический прорыв в начале наступившего века, в который верили даже самые отчаянные скептики, на деле был в значительной степени подкреплен иностранными инвестициями и кредитной лихорадкой. И «пропуск» в еврозону, как мы теперь понимаем, был не наградой за наши блестящие достижения, а бонусом в большой политической игре, где нам пока уготовано место на откидном стульчике - и даже не в первых рядах.

У меня создается впечатление, что мы чересчур увлеклись гонкой за похвалами. Как выясняется, наша безоглядная готовность поддержать безответственных руководителей отдельных стран ЕС воспринимается нашими партнерами без особого восторга. А есть быть более точным, - то без интереса. И дело тут не только в нашем потенциале: при всем уважении к нашему государству (которое в последние годы изо всех сил стремилось жить по средствам - это самый главный наш успех), в Старой Европе понимают, что ситуация грозит выйти из-под контроля. И если бы озабоченность вызывала только евровалюта, то это - еще полбеды: сама идея европейского единства находится в глубоком кризисе.

Также по теме: Глупая внешняя политика угрожает безопасности Эстонии

Сейчас совершенно очевидно, что у ЕС практически нет эффективных механизмов для экономического регулирования. Эти механизмы были способны работать только в благоприятной экономической и социальной ситуации. Ресурсов становится все меньше, а недовольства - все больше. На этом фоне Эстония и некоторые другие страны, продолжающие со страхом смотреть на бывшего «большого советского брата» и только в нем видящие источник опасности, смотрятся как несмышленые дети, заигравшиеся в песочнице. Мы все еще увлечены процессом «правильной расстановки акцентов» в своей истории, хотя эту мучительно переписываемую нами книгу скоро некому будет читать.

Недавно из разговора со своей бывшей ученицей, занятой карьерой в Италии, я с удивлением узнал, что часто нашу Эстонию многие европейцы называют «страной, где все еще любят фашистов». Неужели мы заслужили в итоге лишь такую характеристику? Может, стоит обратить внимание на свой народ, его беды и чаяния, а не заниматься подсчетом знаков внимания к нам тех, кому судьба Эстонии совершенно не интересна?