Президент России Владимир Путин прибыл с официальным визитом в Киргизию. Событие чрезвычайно важное. В ходе переговоров стороны намерены обсудить вопросы сотрудничества в политической, военной, экономической и гуманитарной областях, а также взаимодействие в рамках таких многосторонних региональных организаций как СНГ, ОДКБ, ШОС.
Во время визита планируется подписание долгожданных договоров на строительство Камбаратинской ГЭС-1 и Верхне-Нарынского каскада ГЭС. Реализация проектов обойдется в сумму, по оценке экспертов, в 4 миллиарда долларов. Сам Президент КР Алмазбек Атамбаев на церемонии присяги нового правительства сообщил о готовности ОАО «РусГидро» построить 8 ГЭС на Нарынском каскаде вместо 4 ранее заявленных. Такое решение вполне объяснимо, проекты стратегически важные, перспективные. Перед этим официальные лица Китая заявили, что в будущем готовы закупать электроэнергию у Киргизии, для чего сами намереваются построить линию электропередач. Если учесть, что на пятилетку (2010-2015 годы) только на развитие Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая (СУАР) выделено по программе развития 100 миллиардов долларов, что предполагает масштабное увеличение использования электроэнергии, которой в регионе не хватает, Киргизия становится самым близким и выгодным партнером.
Проявляет интерес к нашей электроэнергии и намеревается построить ЛЭП «Кемин-Алматы» и соседний Казахстан. Он готов участвовать и в других энергетических проектах. В рамках проекта CASA-1000 предусматривается экспорт электричества и в Южную Азию, рассматривается возможность поставки энергии в Россию через территорию Казахстана. В контексте всего вышесказанного строительство масштабных гидроэнергетических объектов в Киргизии приобретает геополитическое значение. Российские лидеры это хорошо понимают и им укреплять свои позиции здесь просто необходимо. Не секрет, что Центральная Азия является зоной повышенного интереса и таких крупных держав, как Китай и США. Для Киргизии российские инвестиции - это новые рабочие места, развитие стратегически важного энергетического сектора, хороший пример для других инвесторов, а в конечном счете укрепление экономики, а через нее и стабильности в стране.
В настоящее время все проекты соглашений практически подготовлены, именно для согласований по самым важным, принципиальным пунктам соглашений в республику в августе приезжал вице-премьер РФ Игорь Шувалов. Но путь к взаимоприемлемому решению был нелегким, российские энергетические компании были обеспокоены отсутствием гарантий сохранности крупных капиталовложений. Киргизская сторона не соглашалась с предложенным разделом активов и предоставлением преференций.
Дело сдвинулось с «мертвой точки» после встречи Президента КР Алмазбека Атамбаева с главой России Владимиром Путиным на экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Беседа, очевидно, была конструктивной, поскольку вскоре после нее на первом заседании Комиссии по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности В.Путин поднял вопрос о развитии энергетического сотрудничества со странами СНГ, подчеркнув, что как во внешней политике, так и в экономических делах это направление, безусловно, для России приобретает особый приоритет. При этом он связал энергетическое сотрудничество с продвижением интеграционных процессов на всем постсоветском пространстве, отметив, что хорошим примером могли бы стать отношения с Киргизией, с которым, по его словам, возможен выход на «новый, взаимовыгодный уровень партнерства в страновом измерении». Благодаря позиции президента РФ переговорный процесс с Бишкеком заметно убыстрился.
Стоит отметить, что совместные амбициозные планы Киргизии и России по возведению новых ГЭС вызвали недовольство у президента соседнего Узбекистана. Не так давно во время своего визита в Казахстан Ислам Каримов заявил, что водные ресурсы в регионе становятся проблемой, которая «может привести к войне». «Мы просим, ну, давайте, прежде чем начинать строить, прежде чем подписывать с какими-то великими государствами документы о строительстве, предварительно проведем экспертизу, международную и объективную, и дадим четкое разъяснение нашим народам, нашим людям», - сказал И.Каримов, пытаясь убедить своих соседей повременить с масштабными проектами. Как отмечают аналитики, говоря об этом именно в Астане, глава Узбекистана, видимо, надеялся на поддержку своей позиции Казахстаном, а также рассчитывал быть услышанным в Москве, тем более, в преддверии визита В.Путина в Киргизию.
Однако не было никаких сообщений о том, что Н.Назарбаев разделяет подобные опасения, сказав лишь: «Мы нашим соседям и братьям, которые сидят в верховьях рек, посылаем еще один братский привет с тем, что мы, находясь внизу, Казахстан и Узбекистан по Амударье, и Туркменистан, больше всего ощущаем нехватку простой воды... Надеемся, что все эти вопросы мы будем решать совместно и с выгодой для всех стран». Обдуманные слова, лишенные эмоциональностей.
Комментируя заявление И.Каримова, президент КР Алмазбек Атамбаев отметил, что ни о какой угрозе войны речи нет. «Я думаю, президент Узбекистана хотел этим сказать, что соседи должны найти общий язык», - высказал свою точку зрения он.
Если покопаться в предыстории вопроса о возможных конфликтах из-за водных ресурсов в Центрально-Азиатском регионе, то вспоминается объявленная госсекретарем США Хиллари Клинтоном в начале этого года новая масштабная американская инициатива - «Партнерство США по водным ресурсам». Так будет называться государственно-частное партнерство для улучшения управления водными ресурсами по всему миру. Проект основан на материале доклада, подготовленного разведывательным сообществом США, объединяющем 17 федеральных ведомств, включая ЦРУ, в котором содержится прогноз ситуации до 2040 года, вокруг мировых водных ресурсов в бассейнах 7 крупнейших трансграничных рек по всему миру, в которых существует большая вероятность конфликта.
Упоминается в нем и Амударья, проходящая через территорию 5 государств региона - Таджикистан, Узбекистан, Туркмения, Киргизия и Афганистан. В докладе говорится о том, общие водные проблемы ближайших 10 лет, нехватка воды, плохое ее качество, наводнения, усилят опасность нестабильности и могут привести к региональной напряженности. «По мере того как государства будут испытывать больше сложностей в сфере водных ресурсов или будут сталкиваться с кризисами в этой области, они все чаще будут обращаться за содействием к США», - разъяснила Х.Клинтон.
По мнению политологов, если учесть, что Узбекистан постепенно отдаляется от интеграционных процессов на постсоветском пространстве, фактически выходит из ОДКБ и все больше смотрит на Запад, то становится ясным, откуда появились опасения по поводу конфликтов из-за водных ресурсов в регионе.
В свете истории взаимоотношений и перспектив сотрудничества, Россия для Киргизии остается стратегическим партнером, а торговые отношения играют важную роль в экономике страны. Двусторонний торговый оборот в 2011 году составил почти 1,5 миллиарда долларов. А перспективы отношений становятся еще привлекательнее для Бишкека после того, как сторонам удалось достигнуть предварительных договоренностей по таким сложным, болезненным вопросам, как списание долга перед Россией и продление договора о дислокации на территории Киргизии военной базы. Видимо, эти вопросы президенты двух стран не обойдут своим вниманием.
Фактически, Россия готова списать долг Киргизии, который составляет 489 миллионов долларов США, из них $188 млн за 2005 год и $300 млн за 2009 год. Подписание документа о списании Россией долга Киргизии планируется на октябрь текущего года. Срок аренды военной базы по существующему договору завершается в 2017-м году. По достигнутой новой договоренности, соглашение будет продлено еще на 15 лет, хотя российская сторона желала бы продлить аренду на 49 лет. Таким образом, российская военная база будет дислоцироваться в Киргизии до 2032-го года. При этом стоимость аренды не меняется.
Всего в ходе визита В.Путина планируется подписание шести соглашений, в том числе о статусе Объединенной военной базы в КР и об углублении союзнических отношений. Уже сейчас можно говорить о том, что взаимоотношения двух государств выходят на новый, более высокий уровень сотрудничества.