Россия заявила о намерении разместить в Белоруссии в 2015 году авиационную базу. Как это угрожает суверенитету страны? В какой степени военный интерес Кремля обусловливает поддержку им Александра Лукашенко? Правы ли те, кто не исключает возвращения на территорию Белоруссии ядерного оружия? Эти и другие вопросы в передаче «Свобода без галстуков» обсуждают военный обозреватель Александр Алесин и сотрудники белорусской Свободы Юрий Дракохруст и Сергей Наумчик.
Наумчик: Господин Алесин когда-то писал, что в российском генштабе генералы с ужасом представляют ситуацию, при которой Минск отказался бы от военного сотрудничества с Москвой. Действительно, на расстоянии от Орши до Москвы (если исключить систему ПВО) фактически нет никакой дивизии. Гипотетически представим, что Белоруссия заявила: «Мы идем в НАТО», и что пошли на Москву натовские танки - так выглядит, что на всем этом расстоянии не было бы ни одного российского солдата, кроме «забавного» кремлевского полка, солдаты которого ходят около мавзолея. Фактически, танки остановило бы разве только то, что создало проблему в 1812 году Наполеону, а в 1941 - для Гудериану: плохие российские дороги. На самом ли деле Белоруссия - для Москвы единственный щит?
Читайте также: Между выгодой и опасностью
Алесин: Нужно уточнить, что если исходить из позиции современных военных теоретиков, то танки, конечно, сегодня на Москву не пойдут. Но то, что Белоруссия является и плацдармом, и щитом России и Москвы - это абсолютная правда. И прежде всего это касается противовоздушной обороны. Если гипотетически НАТО вышло бы на рубеж Смоленска – то там до Москвы 300 километров - это расстояние даже тем силам ПВО, которые сейчас прикрывают Москву, и не дает возможности перехватить высокоточное оружие (крылатые ракеты), которое могло бы быть выпущено с территории Белоруссии в сторону Москвы и Центрального промышленного района. Поэтому для России жизненно важный рубеж ПВО на территории Белоруссии.
Наумчик: И если бы Белоруссия в военном смысле отвернулась от России и повернулась к НАТО, то Кремлю стоило бы огромных средств поставить такой щит у Москвы?
Алесин: Да. Российские военные теоретики говорят о десятках миллиардов долларов. Но думаю, что даже и в этом случае было бы трудно обеспечить с высокой степенью вероятность перехвата всех крылатых ракет.
Наумчик: Плюс еще и время - это же делается не за один день и даже не за один год.
Также по теме: Ядерное будущее Белоруссии
Алесин: Абсолютно верно. Какое-то время потребуется, чтобы привести в действие всю эту систему.
Наумчик: Юрий, выглядит так, что не Путин финансирует режим Лукашенко, а наоборот Лукашенко спасает огромные средства России, которые могли бы пойти на создание этого щита. Согласны ли вы с тем, что Путин (или кто-либо еще, кто будет в Кремле) будет поддерживать Лукашенко при каких угодно ситуациях, пока военная доктрина Белоруссии будет состоять в русле интересов России?
Дракохруст: Да, в этом смысле - действительно, Лукашенко, кстати, много раз об этом говорил, что «мы же вам обеспечиваем щит, у вас же за Оршей ничего нет». Действительно, это его козыри. Возможно, россияне считают - а куда ему особенно деться? Козырей немного. Россияне дают конкретные вещи - скидки, доступ на свой рынок. Ну а что Белоруссия может дать? Приватизацию - нет, Лукашенко этого не хочет. Поэтому идет какие-то уступки в сфере обороны.
Перевод: Светлана Тиванова.