В Москву с двухдневным официальным визитом прибыл министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров. Еще накануне российская «Независимая газета» сообщила, что на встрече с российским коллегой Сергеем Лавровым будут обсуждаться вопросы двусторонних отношений, международные и региональные проблемы. Эксперты полагают, что визит Мамедъярова нацелен на снижение уровня негатива в информационном фоне, который в последнее время складывается вокруг российско-азербайджанских отношений.
Как сообщила замдиректора департамента информации и печати МИД России Мария Захарова, в повестку дня переговоров Сергея Лаврова и Эльмара Мамедъярова войдет проблематика карабахского урегулирования, в котором Россия выступает одним из ведущих международных посредников как в рамках двусторонних отношений с Баку, так и в качестве сопредседателя Минской группы ОБСЕ. «Азербайджан – наш важный стратегический партнер в Закавказье и Каспийском регионе», – заявила она. Однако, если брать более широкий формат российско-азербайджанских отношений, то, как считает генеральный директор политологического центра «Север-Юг» Алексей Власов, «официальный Баку пока еще не определился, как будет строиться политика страны в отношении к внешним игрокам на период предстоящей кампании по выборам президента страны».
«Сегодня у Баку возникли точки напряженности одновременно по нескольким направлениям: ОБСЕ, Иран и США», – сказал «НГ» Алексей Власов.
В частности, Эльмар Мамедъяров подтвердил намерение Баку о понижении статуса миссии ОБСЕ в Азербайджане до уровня координационного совета. При этом он не исключил возможности участия международных наблюдателей в предстоящих выборах, но если статус миссии будет понижен, то отчет представителей ОБСЕ приобретет в лучшем случае статус неформального документа. Вторая точка напряженности – Иран, где были арестованы азербайджанские граждане, а третья – США, недовольные закрытием некоторых НПО, которые сами же и финансировали.
Что же касается отношений с Россией, то последние события, связанные с денонсацией договоров по Габалинской РЛС или трубопроводу Баку-Новороссийск, особых проблем не принесли. Как заметил «НГ» руководитель Клуба политологов Ильгар Велизаде, «эти события являются дополнительным поводом для негативного фона, который влияет на двусторонние отношения». «Визит Мамедъярова в Москву нацелен на то, чтобы снизить этот негатив и акцентировать внимание на продолжении диалога», – сказал Велизаде. В свою очередь Алексей Власов, рассуждая о состоянии межгосударственных отношений, сообщил, что в начале июня в Волгограде состоится российско-азербайджанский межрегиональный форум, на котором будут презентованы проекты как в сфере торгово-экономического сотрудничества, так и гуманитарные. В мероприятии примут участие представители глав администраций президентов двух государств, местные власти, представители деловых кругов.
Что же касается встречи на высшем уровне, то, по мнению и Власова, и Велизаде, она может состояться после президентских выборов в Азербайджане.
Прекрасно понимаю умного и думающего политолога Алексея Власова, питающего искренние симпатии к Азербайджану. Но даже в этом случае вряд ли стоит выдавать желаемое за действительное. По его словам получается, что со всеми ведущими партнерами у Азербайджана существуют точки напряженности. Со всеми, кроме России.
Не менее «наивно» ведут себя и азербайджанские государственные чиновники. Вот их понять очень сложно. Понятно, что любой государственный чиновник ограничен в публичных заявлениях. Но не настолько, чтобы выглядить неубедительным.
Как сообщает Trend, в понедельник директор Центра стратегических исследований (ЦСИ) при президенте Азербайджана Фархад Мамедов, прокомментировав уровень отношений между Азербайджаном и Россией, отметил, что торговый оборот составляет основу всех отношений.
«В последние годы в отношениях с Россией в этой сфере наблюдается прирост. Культурные и другие отношения также на высоком уровне. Между Азербайджаном и Россией нет никаких проблем», – сказал он.
Ф.Мамедов также прокомментировал вопрос о вооружении Армении Россией. По его словам, Армения является союзницей России, и проводятся некоторые работы в связи с этим, но Азербайджан внимательно следит за ситуацией.
И это несмотря на то, что Россия потеряла единственную военную базу на территории Азербайджана и денонсировала соглашение о транспортировке нефти по трубопроводу Баку-Новороссийск. И это несмотря на то, что в ближайшие дни будет утвержден маршрут по транспортировке азербайджанского газа в Европу, чего с таким «нетерпением» ждут в Москве. И это несмотря на то, что, по признанию самого господина Мамедова, Россия является военно-политическим союзником Армении, то есть государством, которое не просто вооружает армянскую армию, но и является гарантом обеспечения безопасности этой страны. Что само по себе является серьезной проблемой в азербайджано-российских отношениях. Получается, что министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров был неправ, когда несколько лет назад публично потребовал от Сергея Лаврова объяснений по поводу вооружения Армении со стороны России.
И это несмотря даже на то, что, по признанию самого господина Власова, встреча глав государств Азербайджана и России в лучшем случае состоится после президентских выборов в Азербайджане. То есть президенты двух соседних государств, по утверждению обеих сторон, стратегических партнеров, союзников по СНГ, в лучшем случае встретятся через два года после возвращения Владимира Путина в Кремль. При этом в последний раз в качестве президентов В.Путин и И.Алиев встречались в марте 2007 года в Москве.
Буквально накануне корреспондент Vesti.Az обратился к автору этих строк, по собственному признанию коллеги, с «банальным вопросом». Коллега поинтересовался моим мнением о причинах ухудшения отношений между Азербайджаном и Россией.
Но я не из тех, кто считает, что взаимоотношения между Азербайджаном и Россией ухудшились. Просто не замечать существующих в межгосударственных отношениях проблем стало невозможно.
Нашим северным соседом является Россия, а южным – Иран. Это реально региональные величины, притом претендующие на глобальное восприятие. Неужели кто-то сомневается в том, что Азербайджан хочет иметь хорошие отношения с этими своими соседями? Особенно с учетом истории этих взаимоотношений.
Вот читаю некоторых иранских и российских экспертов и аналитиков, и создается абсурдная для восприятия картина реальности – Азербайджан якобы мог иметь прекрасные отношения и с Ираном, и с Россией, но не хочет. Мы, что, похожи на самоубийц?!…
Существуют национально-государственные интересы, предопределяющие отношения между Азербайджаном и Ираном, Россией и Азербайджаном. А так получается, что все эти противоречия – результат интриг вашингтонских стратегов, рассчитанных на наивных азербайджанцев.
Нет, безусловно, вашингтонские стратеги работают не покладая рук и предлагают различные схемы для реализации геополитических интересов США на Южном Кавказе. Но они не ищут черную кошку в темной комнате. Они работают над имеющимся в наличии материалом.
При любой клинически манифестной инфекционной болезни различают следующие периоды: 1. Инкубационный (скрытый) период; 2. Период предвестников, или продромальный период; 3. Период основных проявлений болезни; 4. Период угасания (спада клинических проявлений) болезни; 5. Период выздоровления.
А причина проблем – в национально-государственных интересах. Можно выразиться и по-другому – в понимании национальными элитами в целом этих национально-государственных интересов, что по большому счету одно и то же. «Инкубационный период» в азербайджано-российских отношениях продолжался очень долго. Можно сказать, что почти десять лет – начиная с 2000 по 2010 год. Это продолжалось настолько долго, что некоторые поверили в объективную реальность данного состояния, притом даже отдельные представители политических элит двух стран.
Неожиданно в Азербайджане появился целый пласт «пророссийских» политиков. Они предлагали отказаться от экспорта энергоресурсов в западном направлении, продать все и вся России, вернуть российские военные базы (одной Габалинской РЛС показалось мало), вступить в ОДКБ. Одним словом, некоторые даже на уровне заведующих отделами президентской администрации, как говорится, вошли в раж. Даже начали в открытую шантажировать Запад угрозой смены внешнеполитического курса Азербайджана.
Все очень просто. Когда долго и нудно пытаешься всех окружающих убедить в чем-то, рано или поздно сам начинаешь верить в реальность продаваемой тобой другим иллюзии.
Но к 2010 году завершился «инкубационный период» нашей болезненной любви к России. Провал миротворческой инициативы тогдашнего президента России Дмитрия Медведева вообще поставил точку на «светлом будущем» этих взаимоотношений.
Очень скоротечным оказался «продромальный период» – всего два года. После 2010 года многие стали говорить о реально существующих проблемах.
А со второй половины 2012 года наступил «период основных проявлений болезни». Выдворили российских военных из Габалы. Россия отказалась транспортировать азербайджанскую нефть. Пригрозила всем «непослушным» партнерам по СНГ введением визового режима и так далее.
Думаю, предстоящие 2-3 года станут решающими. Я как-то отметил необходимость завершения процесса развала так называемой социалистической системы и в последующем Советского Союза. То есть речь идет о необходимости установления новых границ сфер влияния по всему периметру постсоветского пространства, притом на всех уровнях – глобальном, межрегиональном и региональном. Потом будут определять границы сфер влияния в других частях земного шара. Но нас это не будет касаться…
Поэтому не стоит ожидать каких-либо серьезных результатов от проходящих в Москве переговоров между министрами иностранных дел России и Азербайджана. По той простой причине, что в стратегических направлениях внешней политики, в том числе и экономической сфере, Азербайджан не может учитывать интересов России. Азербайджан не может заявить о готовности быть членом ОДКБ, Евразийского и Таможенного союзов. Азербайджан не может отказаться от участия в «Южном энергетическом коридоре».
А так мы станем свидетелями очередных заявлений об отсутствии проблем между Россией и Азербайджаном и о том, что межгосударственные отношения находятся на уровне стратегического партнерства. С.Лавров в свою очередь заявит, что Москва выступает за мирное урегулирование карабахского конфликта и прилагает усилия в данном направлении, и что ресурс Минской группы еще не исчерпан. Вот и все.
При этом не исключаю, что кое-кто в Баку попытается поспекулировать на ухудшении отношений между Арменией и Россией.
«Взывания и апелляции к политической совести России в связи с ростом цен на поставляемый «Газпромом» газ – известный трюк в армянской политике. Страна может многие годы получать газ по $180 при существующей усредненной цене в $400, но ни один политолог, журналист или общественник замечать и оценивать этого не будет. Ажиотаж начинается в тот момент, когда многократно анонсированный рост закупочных цен становится реальностью», – заявил в беседе с корреспондентом ИА Regnum «армяно-российский эксперт» по проблемам Южного Кавказа Виктор Якубян.
Он напомнил, что о грядущем неизбежном подорожании газа неоднократно предупреждал один из многолетних руководителей ЗАО «АрмРосгазпром», экс-мэр Еревана Карен Карапетян. «Дешевого газа нет», – повторял он без устали. Но те, кто не благодарил Россию за дешевый газ тогда, сегодня винят ее чуть ли не в политическом давлении. Хотя даже после повышения цена останется ниже указанной средней отметки», – сказал Якубян.
В этой ситуации, по его словам, самое интересное заключается в том, что официальный Ереван возвел практически на уровень текущей внешнеполитической стратегии следующую формулу: союзнические отношения Армении с Россией базируются на основе общих интересов в сфере обороны и безопасности, в том числе в рамках ОДКБ, тогда как стратегический курс страны нацелен на политическую и экономическую интеграцию с Евросоюзом. «Кстати, этот курс в скором времени может увенчаться подписанием договора о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли между Арменией и ЕС. Документ может быть парафирован в ноябре этого года в Вильнюсе. Тем же курсом идет Украина, в случае с которой советник президента России Сергей Глазьев имел возможность предупредить – вступление в зону свободной торговли с ЕС автоматически закрывает перспективу членства в Таможенном союзе с Россией, Казахстаном и Беларусью. Есть все основания полагать, что тот же механизм действует в случае с Арменией», – сказал Виктор Якубян.
По его мнению, такое разделение приоритетов Арменией – безопасность с одним партнером, политическая и экономическая интеграция с другим – своеобразный механизм, позволяющий Еревану еще какое-то время сохранять внешнеполитический баланс без ущерба безопасности страны. «Но в этой ситуации России не остается ничего иного, как выстраивать свои отношения с Арменией в той же двоякой парадигме – стратегического союзника в области безопасности (усиление базы, поставки оружия по льготным ценам, помощь в защите границы и прочее) и равноправного партнера, ориентированного на взаимовыгодное экономическое сотрудничество. У Еревана есть и альтернатива – изменить стратегический экономический курс в сторону вступления в Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества и получать газ по внутренней российской цене. Этот вариант армянской стороной «изучается» и пока не взят за основу. Армянская власть мотивирует свое воздержание от более активной позиции в евразийском интеграционном процессе тем фактом, что не имеет общей границы с Россией. Хотя и с ЕС ее также нет, как и трансграничного газопровода оттуда», – обрисовал картину эксперт.
«Сербия в течение 2013 года будет закупать российский газ за $370. Средняя цена на импортный газ для Украины – почти $420. Немецкая компания BASF покупает газ у России по $394. Цена на газ для Македонии, Польши, Чехии, Болгарии – от $500 до $560. Даже кризисная Греция в 2013 году будет выплачивать $427,2 за тысячу кубометров, а Турция – $400. Насколько мне известно, новая цена на российский газ для Армении составит $270 за 1000 кубометров», – сказал Якубян, добавив, что на фоне этих данных любые обвинения России в применении ценовой политики «Газпрома» в качестве политической дубинки против Армении – «сознательная ложь и провокация».
Отвечая на вопрос, кому выгодна в этом случае организация антироссийских митингов в связи с повышением тарифов на газ, Виктор Якубян заявил: «Вероятнее всего, тем, кто удваивает закупочную цену для потребителей газа уже внутри республики». Надо признать, что тут позиции России более сильны. По сути взамен на участие в путинских интеграционных проектах Россия представляет Армении гарантии безопасности. Таким образом, Армения может отказаться от российских гарантий безопасности и выйти на новых поставщиков газа только в случае урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха или же хотя бы реального прогресса в решении данной проблемы. Грубо говоря, Армения хотя бы должна согласиться на освобождение оккупированных вокруг Нагорного Карабаха районов без определения окончательного правового статуса НК взамен на международные гарантии безопасности, установление экономического сотрудничества. Вот тогда можно будет отказаться от российских гарантий безопасности, требующей «оплаты услуг» геополитическими уступками, предопределяющими внешнеполитический курс Армении на долгие годы вперед.
Но этот вариант будет воспринят большей частью армянского общества как «признание поражения». Так было в 1998 году, когда Левону Тер-Петросяну пришлось подать в отставку. Не думаю, что С.Саркисян обладает политической волей, позволяющей в ближайшей перспективе резко снизить влияние России на Армению посредством такого «признания поражения».
Вот вам логическая цепочка, которую вряд ли удастся разорвать армянскому руководству. Российские гарантии безопасности в конечном счете предопределяют участие Армении в путинских интеграционных проектах на постсоветском пространстве. Только скорое урегулирование карабахского конфликта позволяет Армении отказаться от российских гарантий безопасности и в конечном счете – от участия в путинских интеграционных проектах на постсоветском пространстве. Однако существующие, притом как внутриполитические, так и внешние, реалии не позволяют официальному Еревану согласиться на приемлемый для Азербайджана вариант урегулирования конфликта. В этих условиях Армения в конечном счете просто вынуждена согласиться на участие в путинских интеграционных проектах, если, конечно, регион в целом в ближайшей перспективе не перейдет под контроль Запада.
Одним словом, и Армения, и Азербайджан «обречены».