В среду в Азербайджане пройдут президентские выборы. Зарегистрировано 10 кандидатов, еще 11 человек подали документы для участия в выборах, но, по оценкам экспертов, степень предсказуемости итогов голосования в «стране огней» еще выше, чем в России: действующий глава государства 52-летний Ильхам Алиев будет переизбран на третий пятилетний срок.
Раз руководство остается прежним, то и в отношениях с Россией ничего принципиально не изменится, считают эксперты. Внешняя политика Баку останется независимой и многовекторной.
«Никаких серьезных перемен не будет. Российско-азербайджанские отношения сохранятся на том же уровне, что и сейчас», - заявил Русской службе Би-би-си руководитель Центра стратегических исследований религии и политики современного мира Максим Шевченко.
Между тем, кое-какая интрига, связанная с Россией, в ходе предвыборной кампании все-таки возникла.
Интрига, кончившаяся ничем
«После создания Союза азербайджанских организаций России, прозванного в народе «Союзом миллиардеров», и выдвижения в качестве кандидата от оппозиции живущего в Москве киносценариста Рустама Ибрагимбекова, тесно связанного с российской элитой и творческой интеллигенцией, возникло мнение, что Россия задалась целью поменять власть в Азербайджане. Однако августовский визит Владимира Путина в Баку положил конец этим спекуляциям», - заявил Русской службе Би-би-си азербайджанский политолог Рашад Ширинов.
«Накануне визита азербайджанские депутаты и журналисты говорили, кто с надеждой, кто с опасением, что Ильхам Алиев может расплатиться за поддержку Москвы обещанием вступить в Евразийский союз, но этого, как мы видим, не произошло», - указывает эксперт.
Шум вокруг «московского кандидата» возник во многом на пустом месте, полагают аналитики.
«Ибрагимбеков был интересной фигурой, привлекал определенные слои населения, в частности, бакинскую русскоязычную интеллигенцию, имел сторонников и внутри власти, но никакая партия и никакая персона на данный момент не могут серьезно расшатать существующую систему», - говорит Рашад Ширинов.
Вероятно, Владимир Путин трезво просчитал ситуацию, решил, что Ибрагимбекову все равно победа не светит, и решил не портить отношения с Ильхамом Алиевым.
«Алиев является достаточно удобным партнером для Путина: конструктивен, предсказуем, учился в Москве, там же живет его дочь, личных или идеологических причин для неприязни нет. Москва не сумасшедшая, чтобы создавать конфликт на пустом месте», - считает Максим Шевченко.
Эксперт не исключает, что за выдвижением Ибрагимбекова стояла не Москва, а Баку.
«Это мог быть пиар-ход, чтобы отвлечь оппозицию, а снятие основного кандидата в последний момент было призвано дезорганизовать ее и лишить воли», - говорит он.
Ограниченные возможности
По оценкам наблюдателей, мнение об огромном влиянии России и лично Владимира Путина в Азербайджане сильно преувеличено.
«Советская ностальгия и связанное с ней теплое отношение в России свойственны старшей части населения. Молодежь, предприниматели и интеллигенция настроены нейтрально или ориентированы на Запад. В целом превалирует настроение в пользу суверенитета и независимой внешней политики», - утверждает Рашад Ширинов.
«Подобная точка зрения [о большом влиянии России] оскорбительна для азербайджанского народа и предельно далека от реальности. Вообще, за всю историю отношений России с постсоветскими государствами не было случая, чтобы Кремль указал пальцем и где-то кого-то выбрали», - говорит Максим Шевченко.
По его словам, Россия, конечно, имеет определенные рычаги влияния на Азербайджан, как и на многие другие постсоветские государства, но и сама кровно заинтересована в нормальных отношениях.
«Азербайджан - самая большая страна Южного Кавказа. Согласие с ним - это мир на Каспии и транзитный коридор в Иран. Богатейшие азербайджанцы живут в Москве, их деньги вкладываются и тратятся в России», - напоминает политолог.
Нерешаемая проблема?
По практически единодушному мнению бакинских аналитиков, существует лишь одно обстоятельство, способное развернуть Азербайджан лицом к России: радикальное изменение ее позиции по Карабаху.
«Сформировалось твердое убеждение, что без поддержки России в 1990-х годах Армения не смогла бы выиграть войну, что и сегодня ключ к решению карабахского вопроса находится в руках Москвы, но надежды на нее в этом смысле никакой», - отмечает Рашад Ширинов.
«Холод в отношениях является наследием политики ельцинской эпохи, которую лично я нахожу ошибочной, но что сделано, то сделано», - говорит Максим Шевченко.
«Сегодня Россия является заложником существующей конфигурации на Южном Кавказе. Экономически и стратегически Азербайджан более важен, но Армения, страна-член ОДКБ, Нажать готовая вступить в Таможенный союз, и Москва никогда не откажется от тесных связей с ней», - полагает он.
Газ и нефть
Говоря о российско-азербайджанских отношениях в нефтегазовой сфере, необходимо учитывать два ключевых момента.
Азербайджан, в отличие от большинства постсоветских государств, является не импортером, а продавцом углеводородов. При этом добыча нефти после пика, достигнутого в 2010 году, снижается, и специалисты считают эту тенденцию необратимой, так что на первый план выходят газовые проекты.
«Россия и Азербайджан здесь не партнеры, а конкуренты. Стратегическая цель Азербайджана - наладить экспорт газа по так называемому «Южному коридору» через Турцию в Европу, то есть на тот же рынок, на который нацелен «Газпром», - заявил Русской службе Би-би-си нефтегазовый аналитик Михаил Крутихин.
Для развития своей газовой отрасли Баку нуждается в инвестициях, технологиях и транзитных трубопроводах.
«Азербайджан стремится сохранить полный контроль над своими ресурсами, а для этого должен и, по всей вероятности, будет все время маневрировать между Западом и Россией», - говорит Рашад Ширинов.
Особые отношения
Постсоветские государства в основном четко делятся для Москвы на друзей и недругов. Лишь с Азербайджаном, да, пожалуй, с Узбекистаном сложились отношения, которые международные комментаторы обычно именуют добрососедскими: без объятий, но и без явных проблем и претензий.
Одни российские наблюдатели находят такой уровень партнерства неудовлетворительным, другие образцово-показательным.
Аналитики видят две основные причины.
Если, к примеру, Украина постоянно делает цивилизационный и геополитический выбор, то Азербайджан, не участвуя в российских интеграционных проектах, и с Западом особо не сближается.
Независимость Украины значительная часть российской элиты в душе продолжает считать исторической аномалией: братья-славяне, общая религия, «Киев - мать городов русских». В отношении Азербайджана сложилось понимание, что это другое государство и иная цивилизация.
Есть мнение, что Россия не требует от Азербайджана вхождения в свою сферу влияния, по крайней мере, открыто и настойчиво, по причине уважения к нему. Самодостаточная страна, с которой враждовать невыгодно, а давить бесполезно.
«Мы должны понимать, что Азербайджан живет своей жизнью», - говорит замдекана факультета мировой политики Высшей школы экономики Андрей Суздальцев.