Меньшее, что можно сказать, так это то, что с переизбранием Ильхама Алиева в Азербайджане осторожничать никто особо не стал. Как пишет The Washington Post, Центральная избирательная комиссия страны объявила о его победе еще за сутки до начала голосования. Как бы то ни было, несмотря на всю критику по поводу диктаторской сути азербайджанского режима, переизбрание президента на третий срок отвечает интересам западных партнеров этой кавказской республики.
Почему?
1. Стабильность на Кавказе
Отношения Вашингтона и Брюсселя с Баку далеко не всегда складывались наилучшим образом. Тем не менее, режим семьи Алиевых прочно держится за власть, предлагая своего рода стабильность.
Дело в том, что Кавказ вовсе не пользуется репутацией спокойного региона. С 1993 года здесь разворачивается замороженный, но до сих пор не закрытый конфликт между Азербайджаном и Арменией, которая оккупирует территорию Нагорного Карабаха (признана частью Азербайджана на международной арене). Москва под прикрытием посредничества вооружает и поддерживает Армению, которая входит в Организацию договора о коллективной безопасности и в будущем намеревается вступить в Таможенный союз (уже включает в себя Россию, Белоруссию и Казахстан).
Азербайджан еще при Гейдаре Алиеве (отец и предшественник Ильхама) принял решение отдалиться от создаваемых Кремлем структур, тогда как напряженность вокруг Нагорного Карабаха и не думает стихать, а воинственные призывы можно услышать и по сей день (вспомните, например, о возмущении Армении по поводу помилования Алиевым в 2012 году азербайджанского офицера, которого обвиняли в убийстве армянина в 2004 году). Как бы то ни было, Ильхам Алиев неизменно предпочитает шаткий баланс открытому столкновению.
Еще один потенциальный источник конфликтов заключается в многонациональном составе страны. На самом деле авторитаризм режима Алиева скрывает за собой сильнейший подъем самосознания в этнических сообществах. В частности это относится к 15 миллионам талышей, которые проживают по обе стороны азербайджанско-иранской границы.
Читайте также: Президентские выборы в Азербайджане - взгляд из Еревана и Баку
Кроме того, война августа 2008 года в Грузии, которая привела к отделению от нее Абхазии и Южной Осетии, наглядно продемонстрировала риск «балканизации» Кавказа. Такую перспективу нередко записывают на счет Москвы, которая традиционно придерживается принципа «разделяй и властвуй» на своих рубежах.
До недавнего времени авторитарная природа режима Ильхама Алиева позволила избежать подобной опасности в Азербайджане, что полностью отвечает интересам Европейского Союза, которому совершенно не нужны новые очаги нестабильности у его границ. Одним из главных аргументов в пользу Алиева является светская сущность его власти. В интервью Day.az в декабре 2012 года Рашида Дати (Rachida Dati) отметила, что те страны, где ислам исповедуется самым что ни есть мирным образом, зачастую не получают достаточной поддержки. Так, население Азербайджана на 94% состоит из мусульман, но жесткая позиция режима отношению к религии превращает его в ценного светского союзника перед лицом исламской власти в соседнем Иране. Этот политический путь нередко представляется как заслон на пути исламизации Южного Кавказа под давлением радикальных движений, которые чрезвычайно активно действуют на территории российского Северного Кавказа после первой чеченской войны.
Азербайджан расположен неподалеку от Ирака, Сирии, Курдистана и Ирана и представляет собой, таким образом, стратегически важного союзника для Запада.
Пусть природа этого союзника и не доставляет особой радости, но он все равно лучше неопытной и нестабильной демократии, которая может поставить под сомнение существующие стратегические договоренности.
2. Безопасность поставок
Переизбрание президента Алиева представляет собой залог стабильности для ЕС, пока тот зависит от ресурсов азербайджанских недр, которые представляют собой альтернативу поставок из России. Азербайджан входит в число 20 крупнейших экспортеров нефти в мире с объемом добычи в 930 000 баррелей в день.
Также по теме: Визит Путина в Азербайджан не из самых удачных
С 2005 года каспийская нефть идет по большей части в Европу по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан, оператором которого выступает ВР. В порту Джейхана ее заливают на танкеры, большинство из которых берут курс на ЕС. Кроме того, в 2006 году Баку дал старт разработке газового месторождения Шах-Дениз, которое вполне может стать крупнейшим в мире проектом подобного рода.
Хотя в июне этого года ЕС окончательно похоронил проект трубопровода Nabucco (выступал конкурентом «Южного потока» Газпрома), европейские власти сделали ставку на трансадриатический газопровод от Шах-Дениза, который позволит диверсифицировать поставки в Европу, начиная с 2019-2020 года.
Кроме того, западные интересы в Азербайджане неразрывно связаны с добычей ресурсов в Каспийском море, которую обеспечивают крупнейшие американские и европейские транснациональные компании (Exxon Mobil, BP и Statoil) совместно с азербайджанским госпредприятием Socar. Российские энергетики остались не у дел.
Другими словами, Азербайджан стал одним из ключевых составляющих стратегии ЕС по увеличению надежности поставок энергоносителей с помощью диверсификации источников снабжения. Добиться этого удалось благодаря стабильным отношениям с режимом Алиева. Поставки нефти и газа с Каспия идут через Грузию и Турцию, чье сотрудничество крепнет с каждым годом.
3. Ось Азербайджан-Грузия-Турция
В общей сложности через территорию Грузии проходят три азербайджанских нефтепровода: первый направляется в грузинскую Супсу на побережье Черного моря, тогда как конечными точками двух остальных служат турецкие Эрзурум и Джейхан.
Более того, это сотрудничество не ограничивается одной лишь энергетикой.
Читайте также: Азербайджан и Россия расставили акценты во взаимоотношениях
Несмотря на совершенно непохожие политические системы (в Грузии крепнет молодая демократия, а в Азербайджане глубоко пустил корни авторитаризм), Баку и Тбилиси активно сотрудничают в дипломатической сфере и отчетливо следуют прозападному курсу, даже в ущерб отношениячм с Москвой.
Две эти кавказские республики вошли в программу Восточного партнерства с ЕС и не поддались на манящие призывы Кремля, который всеми силами стремился завлечь их в Таможенный союз.
Что касается военной сферы, Азербайджан активно сотрудничает с НАТО и, как и Грузия, принимает участие в миссии Североатлантического альянса в Афганистане. В Тбилиси в свою очередь в очередной раз подтвердили планы о движении к вступлению в НАТО.
Турция (вторая по величине армия в НАТО) активно сотрудничает с Азербайджаном и Грузией, которые стараются приблизить свои вооруженные силы к принятым в альянсе стандартам. Три этих государства также активно работают над формированием рамок трехстороннего сотрудничества в оборонной промышленности.
Троица даже выставила общую кандидатуру в НАТО по вопросу обеспечения намеченного на 2014 год вывода миссии из Афганистана. Хотя железнодорожная линия Баку-Тбилиси-Карс до сих пор не закончена, авторы проекта подчеркивают его низкую стоимость и безопасность: речь идет о вывозе грузов на судах по Каспийскому морю с последующей переправкой на поезде в Турцию через территорию Азербайджана и Грузии. Финансовые интересы здесь предельно прозрачны: союзники намереваются выделить на операцию не менее 6 миллиардов долларов.
Таким образом, мы видим формирование прозападной оси Азербайджан, Грузия-Турция, которая противостоит оси Россия-Армения-Иран. Эта игра альянсов, как и переизбрание в Баку Ильхама Алиева, безусловно, играет на руку Западу и его интересам.