Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Трудно однозначно сказать, насколько способствовал визит президента РФ Владимира Путина в Азербайджан российско-азербайджанскому сближению. Судя по скромной и сдержанной реакции российской прессы, можно сделать вывод, что было бы преувеличением считать визит Путина в Азербайджан одним из удавшихся.

Трудно однозначно сказать, насколько способствовал визит президента РФ Владимира Путина в Азербайджан российско-азербайджанскому сближению. Судя по скромной и сдержанной реакции российской прессы, можно сделать вывод, что было бы преувеличением считать визит Путина в Азербайджан одним из удавшихся.
 
Известно, что подписан ряд документов, в том числе и документы, касающиеся энергетической и транспортной сфер, а также обсуждались вопросы правового режима Каспийского моря и Карабахского конфликта. Россия и Азербайджан приняли программу сотрудничества на 2015 год в гуманитарной сфере, которую подписали министры иностранных дел этих стран, достигнута договоренность построить на границе мост через реку Самур, который свяжет эти две страны. Значимым можно считать подписанное между SOCAR и «Роснефтью» соглашение об условиях поставки нефти. Все это свидетельствует о том, что для Российской Федерации Азербайджан продолжает оставаться влиятельной страной в вопросе укрепления сотрудничества в сфере энергетики и экономики.
 
Однако на фоне впечатляющего состава российской делегации и имеющихся накануне ожиданий, конечно же, этот визит стал своего рода протокольным. Конечно, власти Азербайджана могут использовать этот визит накануне президентских выборов как важное обстоятельство, в том смысле, что с Азербайджаном следует считаться как с  фактором в регионе.
 
Звучат мнения, что визит Путина преследовал цель оказать «психологическое давление» на Армению. Возможно, что есть и это обстоятельство, однако это не было единственным «давлением» с российской стороны. С российской стороны «психологических давлений» уже было оказано достаточно много. Это и продажа Азербайджану наступательного оружия, стоимость которого, как на днях выяснилось, была равна не 3, а 4 миллиардам долларов.
 
Визит Путина в российско-азербайджанских отношениях – очередной подъем, после определенного охлаждения. Однако этот визит, пожалуй, следует рассматривать с точки зрения региональных процессов. Армения и Грузия намерены подписать в ноябре Соглашение об ассоциации с ЕС и какие бы ни звучали точки зрения, что Москве это не нравится, и естественно, не нравится, тем не менее, ресурсы Москвы противостоять этому процессу ограничены. Да, в Армении у экспертов российского влияния будут иметься темы для созыва пресс-конференций еще 2-3 месяца, и они еще будут продолжать спасать Армению от «когтей» Европы, но все, даже русские понимают, что противодействовать подписанию Соглашения об ассоциации ЕС на таком уровне просто нелепо.
 
Власти Армении тоже пока что согласны с необходимостью подписания Соглашения об ассоциации с ЕС, что является положительным фактом. На днях в беседе с корреспондентом commonspace.eu Джозефом Урсо заместитель министра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян, говоря о выборе между Соглашением об ассоциации с ЕС, Договором о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли и Таможенным союзом, заметил, что «Таможенный союз является препятствием для подписания Соглашения об ассоциации». В то же время он подчеркнул, что отношения с РФ относятся к сфере безопасности Армении, тогда как Соглашение об ассоциации с ЕС – к экономической сфере: «Однако одно другому не противоречит. В смысле безопасности Армения связана с Россией. Мы являемся членами Организации Договора о коллективной безопасности, возглавляемой Россией. Однако мы активно сотрудничаем и с НАТО. Из членов ОДКБ только Армения направила в разные части мира свои миротворческие силы в составе НАТО. Однако мы никогда не говорили, что хотим стать членами НАТО. Мы являемся членами ОДКБ».
 
Иными словами, и психологическое давление, будучи в каком-то смысле и понятным, все равно, не может иметь тот результат и то воздействие, которое предположительно было бы желательным для русской стороны. Армения пока еще продолжает считаться «стратегическим союзником» России, на территории Армении дислоцированы российские военные базы, и российская сторона не может пренебречь определенным настроением, которое сформировалось у армянского общества вследствие политики, проводимой в последнее время Москвой. То есть, порывы пойти на острую конфронтацию с Арменией тоже ограничены.
 
Весь вопрос в том, сможет ли Армения после этого строить отношения с Россией по принципу равного с равным… Может быть, именно эту опасность чувствует Москва и все случаи «психологического давления» направлены на предотвращение этой тенденции.