В субботу Виктор Янукович подбросил еще одну загадку как украинским, так и европейским политикам. Его встреча с Владимиром Путиным — третья за последние три недели — оказалась тайной, покрытой мраком еще сильнее, чем сочинская, об итогах которой ничего так и не просочилось даже в кулуары отечественной политики. В этот раз — в отличие от истории с Сочи — загадкой оказалось даже место встречи двух лидеров: пресс-служба украинского президента кратко сообщила о визите в Российскую Федерацию, во время которого Янукович и Путин «обсудят вопросы торгово-экономических отношений» двух стран накануне Вильнюсского саммита. Их российские коллеги не сообщили и этого.
По словам близкого к Кремлю политолога Сергея Маркова, переговоры были в Москве: «В пятницу президент России встречался с представителями муниципальной власти, причем эта встреча была запланирована в Суздале, однако ее перенесли в Кремль из-за подготовки к визиту украинского президента». Впрочем, это частности. Куда важнее итоги переговоров, о которых известно столько же, сколько об итогах сочинской встречи. То есть ничего. Правда, уже из самого факта московской встречи можно сделать вывод, что окончательной договоренности в Сочи еще не состоялось. А тот же Марков уверен, что договоренностей пока вообще нет: «Янукович решает задачу, как восстановить отношения с Россией, при этом решив вопрос по ассоциации. На него оказывается бешенное давление и со стороны ЕС, и внутри страны, да и российское руководство тоже давит. Но у Януковича великолепное чутье. И он понимает, что выбор сделать нужно, но выбор в пользу тех, кто даст гарантии. Янукович видит, что Европа много обещает, но знает, что ее обещания часто не выполняются. С другой стороны, он хочет и от России получить не обещания, а гарантии выполнения тех условий, которые ему назвали. Говорят, что он мечется, но на самом деле он вполне логично ведет переговоры с двумя сторонами, пытаясь выбить из обеих наиболее выгодные для Украины условия. Есть цена присоединения к любому из геополитических проектов, но есть и цена неприсоединения, которая в последние дни очень сильно повысилась».
«Сегодня» уже писала об информации источников, что Путин считает «ценой неприсоединения» к зоне свободной торговли с ЕС кредит в $15 млрд и новый газовый контракт, в котором базовая цена в формуле стоимости газа будет $270 вместо нынешних $450. Если это так (а многие факторы свидетельствуют в пользу данной версии), то цель субботней встречи — добиться от Путина гарантий выполнения данного обещания. С другой стороны, это по-прежнему может быть элементом торгов с ЕС в отношении подписания Соглашения об ассоциации без решения вопроса по Юлии Тимошенко (которая, по нашей информации, за Вильнюсским саммитом однозначно будет следить из харьковской больницы). Правда, не факт, что одного соглашения будет достаточно, чтобы перебить предложение Путина.
Глазьев достал пряники
Сразу после субботней встречи Януковича с Путиным изменилась тональность заявлений советника российского президента Сергея Глазьева, ранее вещавшего об апокалипсисе, который ждет Украину после Вильнюса. Вчера Глазьев заявил, что в случае неподписания соглашения об ассоциации Россия готова расширить сотрудничество с Украиной в атомной энергетике, авиа- и ракетостроении. В частности, по его словам, Москва готов создать совместное производство самолетов Ан-124, Ан-140 и Ан-148, а также предоставить технологии для создания замкнутого ядерного цикла.
Премьер: ключевая проблема — Россия
Пока Янукович хранит молчание вокруг своих двух последних встреч с Путиным, за него говорит премьер. Николай Азаров в субботу выдал сразу несколько тезисов, которые характеризуют нынешнюю линию власти. Тезис первый: «Президент и правительство делают все возможное, чтобы соглашение об ассоциации было подписано». Тезис второй: «Если кто-то, это прежде всего касается европейских политиков, возьмет смелость поставить на весы судьбу страны и очень сомнительное требование по Тимошенко, то он возьмет на себя большую ответственность. И это будет не наша ответственность». Тезис третий: «Для нас сейчас, на самом деле, ключевая проблема — это договориться с Россией. Мы потеряли 25% товарооборота. Мы не можем в таких условиях не решать эту проблему. От этого зависят рабочие места, заработные платы десятков тысяч наших людей. Я надеюсь, что мы сумеем решить эту проблему».
По мнению политолога Костя Бондаренко, слова Азарова о том, что «ключевая проблема» — это Россия, не означают изменение вектора: «Премьер просто напомнил европейцам, что ассоциация выгоднее им, чем нам, что мы в краткосрочной перспективе теряем куда больше, чем приобретаем. Потому мяч на стороне Брюсселя, и ему не стоит перебрасывать его на нашу половину в виде проблемы Тимошенко. Проще говоря, Азаров сказал: или соглашайтесь на договор с нами в той ситуации, которая уже сложилась, или мы пойдем прицениваться к другим товарам. Хотя мое мнение, что если Путин действительно даст хороший газовый контракт в обмен на отказ от ассоциации, Януковичу однозначно надо соглашаться — за такие дипломатические победы ставят памятники».