Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Комиссии, которая подсчитывает ущерб от советской оккупации, понадобится, по меньшей мере, два года. Такой срок необходим, чтобы завершить прерванные в 2009 году работы и исследования и назвать конкретную сумму ущерба.

Комиссии, которая подсчитывает ущерб от советской оккупации, понадобится, по меньшей мере, два года. Такой срок необходим, чтобы завершить прерванные в 2009 году работы и исследования и назвать конкретную сумму ущерба.
 
Рута Паздере, представитель организации, полное  название которой «Комиссия по определению количества жертв и установлению мест массовых захоронений тоталитарного коммунистического оккупационного режима СССР, обобщению информации о репрессиях и массовых депортациях и подсчету причиненного латвийскому государству и его жителям ущерба», подчеркнула, что ранее названные 150-200 миллиардов  латов как размер причиненного СССР Латвии ущерба это только предварительный расчет. Комиссия официально возобновила работу 11 ноября. Ее руководитель - советник министра юстиции Янис Томелс. Деньги из бюджета – 10 тысяч латов – для возобновления работы были выделены еще в прошлом году, но процесс согласования затянулся. Большие заслуги в восстановлении работы комиссии у министра юстиции Яниса Борданса, которому пришлось убеждать в необходимости такой структуры как партнеров по коалиции, так и правительство.
 
В комиссии сейчас 13 членов, среди них представители Генеральной прокуратуры, Военного музея Латвии, Исследовательского центра Балтии и Севера, Музея оккупации, Латвийского общества изучения оккупации, Латвийского университета, министерств экономики, обороны, иностранных дел, окружающей среды и регионального развития. Члены комиссии никакого дополнительного вознаграждения не получают, потому что это их обязанность наряду с основной работой. «Члены комиссии не являются исследователями. Комиссия только договорилась, на какие исследования и с какими исследователями нужно заключать договоры. Состав мы комплектовали с мыслью о том, чтобы были представители многих отраслей государственного управления, чтобы была, в том числе и их точка зрения. Но у нас в комиссии достаточно также историков – Карлис Кангерис. Юрис Цигановс, Бонифацийс Даукштс, Инесе Дреймане, - поэтому нельзя сказать, что там только чиновники, которые ничего не понимают в истории», - пояснил Томелс. Он не скрывал, что отношение МИДа вначале было сдержанным. Однако теперь мнение изменилось, и возражений против восстановления комиссии у этого министерства больше нет. На вопрос о том, может ли существование комиссии как-то повлиять на латвийско-российские отношения, Янис Томелс ответил: «Комиссия об этом не должна думать. Комиссия должна думать, как точнее подсчитать сумму причиненного ущерба. Во-вторых, не как представитель комиссии, а как специалист в области международных отношений я считаю, что мы слишком много волнуемся по поводу влияния различных повседневных вопросов на латвийско-российские отношения. Эти подсчеты, прежде всего, нужны нам самим, жителям Латвии. Только потом будем думать, как они могут понравиться или не понравиться кому-то другому». Задача комиссии - раз в год представлять правительству информационный доклад о проделанном и о том, что предстоит сделать.
 
Рута Паздере признала, что возобновление работы ускорил такой продиктованной жизнью факт - знающих советскую специфику специалистов становится все меньше: «Студенты нам мало могут помочь. Старые  специалисты постепенно уходят, потому что из-за возраста не могут больше участвовать в исследовательской работе. Поэтому мы должны успеть «поймать» тех людей, которые пережили то время и могут о нем рассказать».
 
На просьбу назвать приоритеты ближайшего времени Паздере акцентировала значение предстоящей 13 декабря конференции «Промышленность Латвии до и после восстановления независимости»: «На момент оккупации в 1940 году промышленность Латвии была на более высоком уровне, чем в СССР. Людям нужно объяснить, что произошло с этой промышленностью, а также то, что произошло с промышленностью после восстановления независимости. Люди только говорят: «правительство разрушило», но надо понять, почему это произошло. Большую роль в закрытии предприятий советского времени сыграли объективные обстоятельства, а не «заговор» правительства.
 
Перевод: Лариса Дереча.