Глядя на двойственную политику Запада в отношении России и непоследовательную — к Украине, в последние месяцы постоянно вспоминаешь булгаковского Николку с его «союзники — сволочи».
Но других у нас нет. А те, что есть и готовы помогать, в свою очередь, испытывают недовериек Киеву.
В основе этой подозрительности — опасения по поводу российской агентуры в эшелонах украинской власти, «сливающей» информацию Кремлю и сепаратистам. Недоверие к нашим чиновникам и военным, умеющим организовать гешефт и получить профит. К политикам, известным своей склонностью к сомнительным «теркам».
Это недоверие суживает простор для практического взаимодействия, мешая, например, более тесному обмену разведданными и сотрудничеству в сфере кибербезопасности.
К этому следует добавить и постоянные опасения партнеров по поводу того, что если будут произведены поставки современного вооружения для украинской армии, то со временем оно может оказаться в руках террористов.
Заседание комиссии Украина—НАТО на уровне министров иностранных дел, состоявшееся на этой неделе в Брюсселе, еще раз подтвердило: ни о присоединении к ПДЧ, ни о размещении подразделений стран — членов альянса, ни о поставках оружия и военной техники в нашу страну речи не идет. Помощь же союзников будет ограничиваться поставками средств нелетального действия, а также политической, финансовой и консультативной поддержкой в проведении реформ сектора безопасности и модернизации Вооруженных сил.
Расширение же на восток, о котором часто говорит генсек организации Андерс Фог Расмуссен, предполагается только за счет Македонии, Черногории, Боснии и Герцеговины. Да, для Киева, как и для Тбилиси, дверь в НАТО открыта. Но сегодня она открывается не перед членством, а перед углубленным сотрудничеством.
Впрочем, и сама Украина не форсирует вопрос членства. Хотя, конечно, с нашей стороны пробные шары закидывались. И не только из-за стремления политического руководства решить проблему отсутствия гарантий безопасности страны. На качественное изменение отношений с НАТО есть еще и запрос в обществе.
«А что, НАТО кому-то интересно?», — таким вопросом изумил на днях автора этих строк один украинский дипломат. Но по данным соцопросов, около 50% украинцев выступают за вступление в альянс: они смотрят на НАТО, как на естественную защиту от российской военной агрессии.
Однако эта массовая поддержка политики евроатлантической интеграции сегодня не принимается в расчет на Западе. Некоторые члены организации традиционно выступают против украинского членства в альянсе и, страшась уже самой публичной постановки вопроса, предпочитают видеть нашу страну нейтральной по шведскому или финскому подобию.
Уже в преддверии заседания КУН натовцами было четко заявлено: у НАТО нет оборонных планов относительно Украины, поскольку она не является членом организации. На уровне альянса даже не обсуждается возможность использования в нашей стране единственного совместного ресурса — самолетов, оборудованных системой раннего предупреждения и наблюдения АВАКС. А они не помешали бы украинским военным при проведении АТО.
Зато дипломаты в Брюсселе поговорили о содействии реформам. В том числе, и в проведении обзора сектора безопасности и обороны, который был начат месяц назад и продлится около года. Без этого обзора Киев не может разработать ни новую военную доктрину, ни новую стратегию национальной безопасности, ни новую программу реформирования Вооруженных сил. Не имея плана, нельзя сформировать полноценную армию, способную, опираясь на собственные ресурсы, успешно противостоять многократно превосходящему противнику.
Что хорошо — по итогам заседания КУН было объявлено о начале создания трех целевых трастовых фондов для поддержки обороноспособности нашей страны: для помощи в логистических операциях, реформе управления оборонным сектором, а также для борьбы с киберпреступностью. По информации «Интерфакс-Украина», их общий объем может составить 12–13 млн евро.
Правда, не совсем понятно, когда будут созданы эти новые трастовые фонды, и, что не менее важно, за счет каких источников они будут наполнены. Возможно, это произойдет еще до сентябрьского саммита НАТО в Ньюпорте (Южный Уэльс), где главной темой будет Украина. Но до этого времени Киев должен начать реформы, без которых сложно куда-либо двигаться. Очевидно, что с реформами — экономическими, политическими, судебной системы, в сфере безопасности, при одновременной борьбе с коррупцией, будет расти и доверие к Киеву.
Поэтому к уэльскому саммиту было бы неплохо реанимировать и Годовую национальную программу сотрудничества Украина—НАТО. Этот документ, одобренный правительством в январе, так и не был подписан президентом.
Проект ГНП можно пересмотреть и адаптировать к сегодняшним потребностям Украины, сделав его более реалистичным. Например, переписать его так, чтобы пункты ГНП были идентичными положениям программы имплементации Соглашения об ассоциации Украина—ЕС. Ведь Годовая национальная программа предусматривает работу не только в секторе безопасности и обороны, но также и проведение демократических, экономических реформ, борьбу с коррупцией, развитие энергетической безопасности, укрепление верховенства права и т.д.
Штаб-квартира НАТО стала неким координационным центром для предоставления поддержки нашей стране. Напомним, что Киев ранее уже сформировал и отправил в Брюссель несколько списков с перечнем необходимых для наших Вооруженных сил средств. Брюссель же взял на себя роль координатора между Украиной и членами организации. В штаб-квартире также занялись и распределением советников для содействия в реформировании силовых структур и логистике.
Правда, чтобы их работа была эффективной, Киев, во-первых, должен законодательно отрегулировать вопрос о допуске иностранных советников к служебной и секретной информации: как утверждают представители альянса, здесь есть серьезные проблемы. Во-вторых, Брюсселю и столицам стран — членам НАТО необходимо ответственнее подойти к профессиональным качествам кандидатов на роль советников на Украину.
Наиболее активную поддержку Киеву оказывает Вашингтон, не только помогая украинской армии в логистике, коммуникации, управлении процессом закупок, но и предоставляя сухпайки и аптечки. Американцы также готовы передать бронежилеты, приборы ночного видения, средства связи и пр., что должно облегчить проведение боевых операций нашим солдатам, оказать помощь по совершенствованию подготовки военных. Не исключено, что в перспективе Белый дом дозреет и до поставок средств летального действия.
От Вашингтона во многом зависит и будущее НАТО, зараженного европейским вирусом нерешительности и умиротворения. По большому счету, в случае агрессии со стороны России, сегодняшний альянс не может защитить даже своих членов — Польшу и страны Балтии.
Американцы же способны «взбодрить» альянс и придать ему новые силы для противодействия агрессивной политики России. А в случае с Украиной — и подтолкнуть союзников к «точечному» сотрудничеству с нами. Французы, например, могут поставлять нам авионику, средства связи, корабли. Немцы — амуницию и вооружение. Британцы вполне могут подсобить в подготовке сил специального назначения.
Кстати, как оказалось, не мы одни удивились, когда услышали новость, что Испания, дескать, готова предоставить Украине истребитель и военные корабли: Мадрид не числится среди поклонников Киева, предпочитая прислушиваться к российским напевам. Спустя несколько недель после прозвучавшего заявления, в Киеве все больше убеждаются в том, что испанская инициатива — это всего лишь декларация.
Двустороннее сотрудничество, впрочем, не решает проблему отсутствия гарантий обеспечения безопасности Украины. И даже Соединенные Штаты, наш «самый надежный союзник», не готовы пойти на шаг, который они сделали для Тайваня и многих других своих партнеров, взяв на себя обязательства о взаимной обороне.
В сложившейся ситуации, выбор у Киева небольшой. Похоже, что свои отношения с НАТО он будет строить на основе шведской или финской модели: Украина, формально оставаясь внеблоковой, будет тесно развивать сотрудничество с Североатлантическим альянсом. С надеждой когда-нибудь стать полноценным участником этой организации.