«Эстония никогда не останется одна! Латвия никогда не останется одна! Литва никогда не останется одна! Румыния никогда не останется одна! Польша никогда не останется одна!», - патетически повторял президент США Барак Обама в Варшаве на площади Королевского замка, обращаясь к участникам торжеств, посвященных 25-летию первых послевоенных демократических выборов в Польше.
Еще до этого, встречаясь с лидерами восточноевропейских государств, Обама обещал, что гарантии безопасности этих государств для США святое дело. Это означает, что, с точки зрения безопасности Латвии, мы можем спать спокойнее. Сказать, что мы можем спать совсем спокойно, что никакая опасность не грозит, к сожалению, нельзя, потому что после событий на Украине приходится признать, что прежний мировой порядок изменен, и нормы поведения государств нарушены. Это значит, что вчерашние представления о безопасности остались в прошлом. Каким выглядит будущее? Безопасность каждого государства образуют и внешние, и внутренние аспекты. На этот раз рассмотрим только внешние.
С точки зрения внешней безопасности Латвии, вероятность начала военных действий с Эстонией или Литвой близка к нулю, и касательно Белоруссии такая вероятность крайне ничтожна. Вместе с этим у нас только один потенциальный противник – Россия. Аннексия Крыма и политика России в связи с украинским кризисом, а также агрессивная риторика российских СМИ (фраза Дмитрия Киселева о возможности превратить США в радиоактивный пепел) увеличивает напряженность не только в Европе, но и во всем мире. В этой ситуации существенно возрастает значение НАТО, и безопасность Латвии напрямую зависит от готовности НАТО защищать нас в случае возможного конфликта.
Обама, а ранее также генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен заверяли, что 5-й параграф устава НАТО нерушим. «Нападение на одно государство - это нападение на всех», - громко процитировал Обама с трибуны в Варшаве в присутствии руководителей ряда стран, в том числе и президента Латвии Андриса Берзиньша, главный тезис этого параграфа. Однако, как говорится, бумага все стерпит. Готов ли (будет ли готов) Запад воевать за нас? В случае гипотетического нападения НАТО, по всей вероятности, объявит агрессору войну. Но это еще не гарантирует, что обязательно начнется активное военное противодействие, чтобы как можно скорее восстановить суверенитет оккупированного государства. Годовщина, которую на этой неделе отмечала Польша, в этом смысле очень примечательная.
Вспомним, что Франция и Англия в 30-е годы прошлого века гарантировали безопасность Польши, и после нападения Германии на Польшу 1 сентября 1939 года объявили войну Германии. Но разве эти страны незамедлительно, пока немецкая армия воевала в Польше, напали на ослабленную западную границу Германии? Вовсе нет. Только тогда, когда Германия вместе с СССР полностью разделили польское завоевание и уже облизывались на следующий кусок, Англия и Франция поняли, что промедление и нежелание дать агрессору вооруженный отпор были ошибочной тактикой. В результате Польша через страдания и потери обрела подлинную свободу только спустя полвека.
Какие могут быть выводы из этого урока? Если до сих пор мы могли вполне довольствоваться цитированием 5-го параграфа и чувствовать себя в безопасности от повторения этой мантры, то теперь этого слишком мало. Как следует понимать из доступной информации, у НАТО по-прежнему не разработан развернутый план тактических действий на случай, если будет оккупировано какое-либо граничащее с Россией государство (за исключением Норвегии). Значит, высокопоставленные должностные лица Латвии вместе с должностными лицами других стран должны твердо настаивать, чтобы такой план был разработан как можно скорее. Со своей стороны, мы больше не можем считать, что оборонный бюджет это кидание денег в дырявый мешок, и надеяться, что другие будут тратиться на оборону. Оборонный бюджет нужно увеличить. В данном случае речь не о том, что дополнительные деньги существенно укрепят нашу собственную обороноспособность, а о том, что надо дать, как говорится, «ясный сигнал» союзникам.
Хорошая новость в том, что даже при самых плохих (и одновременно маловероятных) сценариях развития украинского кризиса в ближайшем будущем в Балтийском регионе активных боевых действий не ожидается. Это дает нам время, но не возможность погружаться в обманчивую надуманную дрему безопасности.