26 августа президент Украины Петр Порошенко впервые пожал руку президенту РФ Владимиру Путину. При этом приветливое выражение лица украинского лидера изменилось в холодный взгляд. Это случилось перед началом переговоров в формате Украина — ЕС — «Евразийская тройка», которые состоялись в Минске. Фактически эти переговоры, связанные с имплементацией Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, стали поводом для первой встречи украинского и российского лидеров. Кроме того, вторым и третьим пунктом повестки дня встречи, в которой принимали участие лидеры Таможенного союза, были вопросы энергетической безопасности и стабилизация ситуации на Донбассе. Первый из этих двух вопросов является важным для ЕС, потому на этой встрече от ЕС приняли участие высокий представитель ЕС по вопросам безопасности и внешней политики Кэтрин Эштон, вице-президент Еврокомиссии, комиссар по вопросам энергетики Гюнтер Эттингер и комиссар по вопросам торговли Карл де Гухт.
Понятно, что для украинской стороны самым важным был вопрос стабилизации ситуации на Донбассе. Поэтому для Порошенко — это была возможность обсудить прекращение российской агрессии с глазу на глаз, если это позволят обстоятельства, с российским лидером. На момент подготовки номера к сдаче не было известно, встречались ли они тет-а-тет.
Встречи украинского президента начались в посольстве Украины в Минске с переговоров с Высоким представителем ЕС по вопросам иностранных дел и политики безопасности Эштон. Она позже в комментарии журналистам выразила надежду, что эта встреча будет успешной и позволит нам продвинуться вперед.
Как сообщил журналистам пресс-секретарь президента Украины Святослав Цеголко, глава государства отметил, что интеграция Украины в ЕС — «это наш цивилизационный выбор, который никоим образом не направлен против других наших соседей, напротив, положительно повлияет на взаимоотношения со всеми соседями, в первую очередь в экономической сфере».
Между тем заместитель председателя Администрации президента Валерий Чалый сказал журналистам, что стороны говорили о том, что «вопрос суверенитета Украины и разрешение конфликта — это вопрос безопасности всей Европы, а не только Украины». Он подчеркнул, что еще один блок вопросов касался «дорожной карты взаимодействия». «Стороны согласились, что, несмотря на сложную ситуацию, в Минске есть возможность начать процесс, который может вывести нас на мирное решение вопроса. Сегодня именно здесь может быть заложена будущая модель развития Европы: безопасная, без войн, которая живет с соседями мирно», — сказал Чалый.
О мире Порошенко говорил во время очередной встречи в Минске с президентом Белоруссии Александром Лукашенко. В частности он выразил надежду, что результатом его переговоров в формате Украина — ЕС — «Евразийская тройка» будет мир на Украине. «Ключевая позиция сегодня — мир, мир на Донбассе, который прекратит страдание людей. Кроме экономических и энергетических вопросов приоритетом является мир», — отметил украинский лидер.
Со своей стороны Лукашенко сказал, что именно Украина после подписания Соглашения об ассоциации с ЕС инициировала проведение переговоров с лидерами таможенной «тройки». Обращаясь к Порошенко, белорусский лидер особо заметил: «Если бы не ваша воля, в последние дни мы часто с вами говорили по телефону, то не было бы и встречи. Это говорит о том, что Украина чрезвычайно заинтересована в том, чтобы на этой земле, в центре Европы, была нормальная обстановка».
После переговоров с Эштон Лукашекно выразил надежду, что встреча в формате Украина — ЕС — «Евразийская тройка» послужит началом движения к миру на Украине. При этом он заметил, что без мира нет и развития торгово-экономических отношений между странами. «Не будет мира — не будет экономики, не будет беседы между Украиной и Евросоюзом, Таможенным союзом об урегулировании каких-то экономических проблем. Нужен мир», — констатировал президент Белоруссии.
Между тем еще один лидер стран-членов Таможенного союза президент Казахстана Нурсултан Назарбаев во время встречи с украинским Президентом выразил мнение, что ситуацию на Донбассе можно урегулировать путем прямой встречи Порошенко с Путиным. «Я считаю, что главное, — чтобы вы прямо, с глазу на глаз, поговорили с Путиным. И для России и для Украины, по-моему, наступает момент истины. Ведь дальше это кровопролитие продолжаться не может», — цитируют СМИ слова президента Казахстана. Он также прибавил, что стороны должны искать компромисс для скорейшего достижения мира.
Сама встреча высокого уровня при участии президентов Украины, Белоруссии, Казахстана и России началась в 15.00 по киевскому времени.
Президент РФ Владимир Путин заявил о готовности обменяться мнениями об острой кризисной ситуации, сложившейся на Украине, «мы уверены, нельзя решить вопрос путем последующей эскалации силового сценария без учета насущных интересов юго-восточных регионов страны, без мирного диалога с их представителями».
Во-первых, Путин как всегда все искажает, кризис имеет не украинское, а российское происхождение. Потому что, кто же как не Россия поставляет боевиков, тяжелое вооружение на Донбасс и после того, как несколько раз обещала дестабилизировать ситуацию на востоке Украины. И, во-вторых, речь идет не о юго-востоке, а лишь о восточной части Украины. Более того, террористы контролируют в настоящий момент лишь 1 процент территории Украины и никоим образом не являются и не могут быть представителями региона. Тем более, ввиду того, что руководителями этих республик ДНР и ЛНР были граждане России. Это в последнее время они решили убежать в Россию, и на их место назначают пророссийски настроенных украинских граждан. И понятно, что они никоим образом не являются представителями народа.
Также Путин продолжил предостерегать Украину, что принятие Киевом в полном объеме требований, которые содержатся в Соглашении относительно тарифной либерализации, а также переход на технические и санитарно-ветеринарные нормы ЕС неизбежно негативно повлияет на объемы и динамику торгово-инвестиционного сотрудничества в Евразийском регионе. «И эти фитосанитарные нормы и правила ЕС, которые у нас не применяются, нормы технической регуляции, по факту будут закрывать украинский рынок для наших товаров. Отказ от совместных с СНГ технических норм и адаптация к стандартам ЕС обойдется Украине в миллиарды евро, будут потеряны партнерские связи с государствами Таможенного союза, в промышленности, финансах, сельском хозяйстве, в сфере транспорта», — предупредил Путин.
Странно, но почему-то из таможенной тройки только Россия видит угрозу. Например, Назарбаев заявил после встречи с Порошенко, что для Казахстана Соглашение об ассоциации (СА) Украины с Евросоюзом не является препятствием для сотрудничества с украинской стороной. Да и Лукашенко также вовсе не акцентировал на этом вопросе внимание. Почему-то это Соглашение не устраивает только Россию, которая самовольно действует в торговых отношениях с Украиной, постоянно запрещает ввоз на свою территорию той или иной украинской продукции. Да и российский рынок больше чем на половину заполнял экспорт ЕС. А здесь проблема, что Украина будет иметь европейские стандарты. Со своей стороны Петр Порошенко призвал страны Таможенного союза отойти от противоречий и сосредоточиться на механизмах взаимодействия в рамках создания ЗСТ »Украина-ЕС», которые бы усилили заложенный в интеграционных процессах потенциал.
Украинский лидер сделал больший акцент на своем видении обеспечения стабилизации на Донбассе. Он дал понять, что готов обсуждать разные варианты, которые обеспечат такую стратегию выхода, выхода в мирное будущее для Украины, выхода в мирное будущее для Европы. «Мировое сообщество уже проходило этапы конфронтации, запрета и изоляции и имело множество возможностей убедиться в том, что это путь в никуда. Будущее — за уважением к нормам международного права, добросовестным исполнением взятых на себя обязательств и развитием взаимовыгодного сотрудничества. Понимаю, что все вовлеченные в ситуацию игроки хотели бы выйти из нее достойно», — отметил он. А теперь остается вопрос, готов ли на это Путин и что для него будет означать — выйти из ситуации достойно, не теряя лица. Однако сделанные им заявления в Минске как относительно кризиса на востоке Украины, так и относительно угроз российскому рынку от имплементации Украиной Соглашения об ассоциации пока еще не дают оснований для этого. Похоже, что российский лидер до сих пор живет в своей реальности, со своей Новороссией, с воображаемыми угрозами со стороны ЕС и НАТО.