В общественном пространстве Латвии укоренились приятные для нас мифы о том, как и почему развалился СССР. Разумеется, можно с гордостью утверждать, что «мы ломали, а они сломались», однако это неполное отражение событий. В конце 1986 года, когда еще не были основаны народные фронты и движения за независимость, СССР оказался на пороге банкротства.
Причина была в драматическом снижении цен на нефть. Период благосостояния в СССР в 70-е годы XX века был связан с энергетическим кризисом, когда цены на нефть держались на очень высокой отметке. Когда руководство СССР направило нефтедоллары на гонку вооружений с США, качество жизни начало снижаться. В 1986 году цены на нефть с 27 долларов за баррель опустились ниже 10 долларов за баррель. Из расчета в ценах 2004 года средняя стоимость нефти в 1981 году составляла 78 долларов за баррель, а в 1986 году она была в три раза ниже. С 1986 года у СССР не было средств, чтобы одновременно поддерживать высокий уровень потребления для элиты, снабжать достаточно дешевыми продовольственными продуктами и промышленными товарами простой народ, поддерживать на должном уровне гонку вооружений с США, подкармливать коммунистические движения во всем мире и реализовывать проекты по освоению космического пространства. Падение цен на нефть подорвало доверие социалистических стран к СССР. До 1986 года быть другом СССР означало получать энергоресурсы по намного более низким ценам, чем на мировом рынке. После 1986 года по формуле расчета цены союзникам СССР приходилось платить за нефть значительно больше, чем в то время на мировом рынке. Так продолжалось и в последующие годы. Разочарование в системе СССР достигло лавинообразных масштабов. И в союзных республиках, и в государствах социалистического блока от советской системы отворачивались не только отвергнутые и униженные системой, но и прагматичные люди и даже высшее руководство коммунистической партии. В то время уже не нужно было ломать, было достаточно щелчка, и лавина шла сама по себе.
После того, как экономика сделала свое дело, система развалилась и в тех республиках СССР, элиты которых не стремились к получению независимости, а хотели сохранить СССР как союз государств.
В наши дни нелегко объяснить, почему в 1986-1988 годы арабские шейхи отказались сократить добычу нефти, чтобы прекратить спад цен. Вполне возможно, это была общая политика Западной Европы, США (Рональда Рейгана) и короля Саудовской Аравии, чтобы экономически уничтожить «империю зла» в образе СССР.
Прошло 28 лет, но похоже, что история повторяется. Вместо СССР есть новая «империя зла» — Россия. Только план уничтожения остался старый. Россия даже больше, чем в свое время СССР, зависит от цен на нефть и от налогов, получаемых за экспорт нефти. Налоги на экспорт нефти обеспечивают социальную стабильность России. Поэтому борьба против России осуществляется на двух уровнях. Политика санкций США и ЕС влияет на российские банковский и энергетический секторы. Только лишь на замену кредитов от западных банков для подверженных санкциям российских банков и энергетических компаний Россия будет вынуждена потратить половину своих запасов на черный день. Если сейчас оказать воздействие на цены на нефть (у США и Саудовской Аравии такие ресурсы есть), и стоимость нефти длительное время будет ниже 100 долларов за баррель, то на поддержание социальной стабильности Россия должна будет тратить накопленные резервы. Однако надолго их не хватит.
Подсчитано, что в течение двух лет Россия столкнется с нехваткой ресурсов для того, чтобы одновременно реализовать модернизацию армии, интеграцию Крыма, программу замены импорта и т.д. Но главное — может не хватить ресурсов для поддержания социальной стабильности. С ростом числа недовольных противники России задействуют инструменты гражданского неповиновения, аналогичные тем, что уже опробованы в Гонконге и других местах.
Но повторится ли история? В настоящее время образовались новые глобальные силы, которые нельзя было представить себе в 1986 году. Валютные резервы Китая во много раз превосходят возможности как США, так и Международного валютного фонда. Политика уничтожения России может закончиться не хаосом в России, а тесной экономической интеграцией Китая и России. К тому же нестабильность на Ближнем Востоке может изменить условия на нефтяном рынке, разрушив в какой-то момент конструируемую ценовую политику.