Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Армении нужно больше говорить о собственных ошибках, а не о России

Интервью с руководителем Республиканской партии РФ, экс-депутатом Госдумы России, оппозиционным политическим деятелем Владимиром Рыжковым.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Обвинения в адрес России беспочвенны. Более того, я бы назвал их абсурдными, поскольку Россия и без того сегодня находится в тяжелой международной обстановке, Россия вовлечена в довольно серьезный конфликт на Украине, Россия находится под международными санкциями Европы, США, Японии, Новой Зеландии, Канады и других стран. То есть, Россия вообще не заинтересована в том, чтобы возник новый очаг напряжения вокруг нее.

— Господин Рыжков, нагорно-карабахский конфликт с августа вступил в напряженную стадию, когда на армяно-азербайджанской границе и карабахско-азербайджанской линии соприкосновения вспыхивают военные инциденты, вплоть до уничтожения военного вертолета, в отношении которых Минская группа ОБСЕ, кажется, бессильна, будучи единственным международным контролирующим форматом. И в Армении, и в Азербайджане есть утверждения, что не урегулирование конфликта, более того, обострение напряжения, выгодно РФ, особенно на фоне украинских событий и западных санкций. Чем Вы объясняете напряженность в зоне карабахского конфликта?
 
— Я уверен, что эти обвинения  в адрес России беспочвенны. Более  того, я бы назвал их абсурдными, поскольку Россия и без того  сегодня находится в крайне  тяжелой международной обстановке, Россия вовлечена в довольно серьезный конфликт на Украине, Россия находится под международными санкциями Европы, США, Японии, Новой Зеландии, Канады и других стран. То есть, Россия вообще не заинтересована в том, чтобы возник новый очаг напряжения вокруг нее, открытый конфликт вокруг Нагорного Карабаха. Поэтому это абсолютно беспочвенное обвинение.
 
Для Минской группы ОБСЕ сегодня сложно зафиксировать положительные результаты, поскольку Россия по причине украинского кризиса находится в конфронтации с США, а также с Францией, поэтому в настоящее время возможности России, США и Франции для нормального сотрудничества в рамках контактной группы доведены до минимума. Естественно, есть опасность обострения, но эта опасность не исходит от России, поскольку Россия сегодня меньше всех заинтересована в разжигании нового конфликта на постсоветском пространстве. России это совершенно не нужно.
 
— На Ваш взгляд, что сегодня может ослабить  напряженность в зоне нагорно-карабахского конфликта? Есть предложения относительно изменения, расширения формата МГ ОБСЕ. Есть мнение, что Россия хочет, пользуясь нынешней ситуацией, заниматься урегулированием в одиночку.
 
— Я не думаю, что нужны  другие форматы, поскольку Минская  группа ОБСЕ в течение последних  десятилетий полностью доказала  свою жизнеспособность. В любом  случае, в течение этих лет  удалось избежать перехода конфликта  в более горячую стадию. Поэтому, мне кажется, что РФ, напротив, заинтересована  в том, чтобы вернуться к нормальному  диалогу, в том числе с западными  партнерами, и вернуться к этому  диалогу в различных конфликтах  — сирийском, палестинском, украинском, карабахском. Так что, мне кажется, что нужно ждать, чтобы международная обстановка, рейтинг РФ урегулировался, что позволит более тесно сотрудничать вокруг карабахской проблемы, в рамках Минской группы ОБСЕ.
 
— Господин Рыжков, евразийские интеграционные проекты  должны были стать противовесом  Евросоюзу, но на данный момент  об этом невозможно говорить. Что препятствует становлению  этих проектов, почему рейтинг  этих проектов настолько низок?
 
— Я не думаю, что задача  России состояла в том, чтобы  сформировать противовес ЕС. В  любом случае, это бы не удалось, поскольку экономика России, плюс  еще и экономики Казахстана, Армении  и Белоруссии, составляют одну шестую-одну седьмую часть европейской экономики, поэтому, это несопоставимые объемы. Насколько я понимаю, речь идет о попытке сформирования регионального объединения, торговля которого будет защищена. Таким объединением является и Евросоюз, который открыт изнутри, но имеет внешнюю защищенность в вопросе торговли. То же самое пытается осуществить и Россия на постсоветском пространстве — региональное объединение, которое каким-то образом защитит своих производителей от международной конкуренции, и в этом смысле еще рано говорить, поскольку формирование ТС и ЕАЭС совпало с двумя мировыми кризисами — 2009-го года и нынешним, когда Россия сама катится в стадию экономического спада по причине санкций и украинского кризиса, поэтому торговля в рамках ТС еще больше снижается, а не растет.
 
Но российские эксперты считают, что в случае урегулирования международной обстановки, экономики стран-членов ТС возрастут, увеличивая торговлю друг с другом. Поэтому, в первую очередь, я бы не говорил о конфронтации с Европой, просто это попытка сформировать собственное объединение, которое не направлено против кого-то, и во-вторых, это объединение имеет потенциал, просто еще рано говорить об этом, поскольку кризисы и конфликты препятствуют реализации этого потенциала.
 
— Ожидания на  следующий год более пессимистичные.
 
— Да, прогнозы в основном  негативные. Кстати, эти негативные  прогнозы делают и официальные  лица, и независимые эксперты. Есть  общее мнение в том вопросе, что экономика России в следующем  году останется с нулевым ростом, или переживет спад. Это зависит  от падения цен на нефть, в  том случае, когда бюджет РФ  рассчитан на 96 долларов. Это зависит  также от обесценивания рубля, есть также санкции, отток капитала, поэтому, к сожалению, прогнозы на  следующий год неблагоприятны, ожидания  тоже.
 
— Господин Рыжков, на днях Песков заявил о  том, что РФ нужны гарантии  относительно не вступления Украины в НАТО. Этот комментарий очень много обсуждался, есть мнение, что этот комментарий означает, что РФ лишает страны права принимать самостоятельные решения, ставит под сомнение суверенитет суверенных государств. Как должны понимать эти заявления постсоветские страны?
 
— Естественно, эта позиция  ограничивает суверенитет постсоветских  стран, поскольку, фактически, навязываем  им определенное место в мире, внеблоковый статус, и в этом  смысле, конечно, понятно беспокойство многих и на Украине, и в Армении.
 
С другой стороны, руководство РФ постоянно говорит о том, что со стороны НАТО исходит военная угроза, и этим объясняет свое беспокойство, поэтому, нельзя сказать, что это причуды и прихоти руководства РФ, поскольку РФ констатирует и объясняет, что НАТО — это военный альянс, расширение которого рассматривает как приближение этого альянса к своим границам.
 
Постсоветские страны должны проанализировать все риски, которые возникают в случае того, или иного развития событий. Вы стали свидетелями того, что произошло в Грузии в 2008-ом году, и что происходит на Украине в 2014-ом году, эти риски высоки, риски дестабилизации высоки, поэтому, здесь каждая страна, в том числе и Армения, должна самостоятельно принимать решения.
 
Но я бы посоветовал попросту быть прагматичным, и действовать максимально осторожно, оценивая все опасности, чтобы не допустить крайних сценариев, поскольку реальность позволяет предположить, что риски велики.
 
— Какие риски  видит Россия в случае Армении?
 
— Как показывает практика, страны с небольшим населением, слабой экономикой, страны, которые  зависят от российской поддержки, будь то военной, или экономической, будут крайне уязвимы, если останутся  без поддержки Москвы. Поэтому  здесь нужно учитывать все  факторы. Политические деятели Армении  при принятии решений должны  учитывать эти факторы, и принимать  уравновешенные решения.
 
— Но Россия  не дает возможности Армении  диверсифицировать отмеченные вами, сферы стратегического значения.
 
— Если говорить об Украине, то Украине никто не мешал 23 года назад построить свое  независимое государство, государственность, никто не вмешивался во внутренние  дела Украины, и, возможно, было бы  правильно адресовать этот вопрос  именно им, почему в течение 23 лет независимости они остались  без современной экономики, без  энергетических запасов, без современных  организаций и с тотально коррумпированным государственным аппаратом. На Украине уровень коррупции более высок, чем в России. Польша стала независимой почти одновременно с Украиной, в тот же период. Польша и Украина начали с одинакового экономического уровня, и с одинаковыми уровнями доходов, сегодня между этими странами соотношение один к пяти, в пользу Польши.
 
Как Вы считаете, постсоветские элиты, не несут определенную ответственность за неудачи своих стран? Несут. Я говорю об этом. Я призываю не приписывать все России, что Россия помешала, Россия не позволила. Один смог реформировать свою страну, другой не смог, и здесь нужно больше говорить о собственных ошибках, а не о России. Это относится также и к Армении.