Я живу в Таллине три месяца; достаточно времени, чтобы отовариться первыми впечатлениями. Не туристическими, не культурными — в Эстонии я бывал много раз — а ежедневными «бытовыми». Что-то нравится; что-то — нет; что-то — пока непонятно. Среди самых интересных и противоречивых — ощущения от русской диаспоры. Поскольку меня часто об этом спрашивают, готов поделиться. Впечатления, несомненно, довольно поверхностные и не окончательные; не судите строго!
Итак, всех встреченных мною в Эстонии русских людей я приблизительно разделил бы на пять основных групп:
1. «Вовлеченные». Большинство моих знакомых принадлежит к этой категории: они живут в Эстонии, как в своей стране; говорят по-эстонски; решают проблемы; чувствуют себя нормально. Некоторые интересуются политикой; некоторые — нет. К нынешней российской ситуации относятся тоже по-разному: кто-то критически, кто-то нейтрально, а некоторые даже считают Путина адекватным лидером.
2. «Перекати-поле». К Эстонии, в целом, лояльны, но равнодушны. Считают ее страной маленькой и не особо перспективной — поэтому работают в более «хлебных» местах — Скандинавии, Германии, Британии. При возможности всегда готовы уехать туда насовсем. В отношении России позиция скорее благосклонная, но сугубо отстраненная: не вариант.
3. «Обиженные». Живут и работают в Эстонии, но, в отличие от «вовлеченных», страну не слишком любят, а власти и вовсе ненавидят. Считают, что их притесняют. Местной общественной и культурной жизнью интересуются мало. Российскую политику горячо поддерживают, Путина обожают.
4. «Отчужденные». Главным образом, пенсионеры; возможно — родители «обиженных». Живут своей домашней жизнью, смотрят российское телевидение. Про окружающую действительность знают немного и знать не хотят. Наверное, больше всего мечтали бы вернуться — желательно только не в РФ, а в СССР.
5. «Понаехавшие». Обеспеченные семьи из Петербурга и Москвы; их много в районе, где мы живем. Не граждане, но многие учат язык. В Эстонии им нравится. К путинскому режиму относятся без симпатии, поскольку хорошо знают ему цену.
Последняя группа явно самая малолюдная; остальные четыре по численности если и не равны, то сравнимы. К первым я отношусь с симпатией; ко вторым — с пониманием; к третьим — с недоумением; к четвертым — с сочувствием; к пятым отчасти отношусь сам. Думаю, расклад понятный.
Комментариев, наверное, требует только третий пункт: откуда недоумение? Близких знакомых из этой группы у меня нет, поэтому обстоятельно выяснить ее мотивацию возможности не было; впечатления основаны на мимолетных встречах — в основном, на паромах Таллинн-Хельсинки (катаюсь каждую неделю в тамошний университет).
Я прекрасно себе представляю, что жизнь в Эстонии может навевать тоску или даже бесить, а жизнь в России представляться «светом в окошке». Но вытекающий из этого простейший и логичнейший вопрос почему-то повергает собеседников в полный ступор.
Типичный диалог:
— Если в Эстонии так противно, почему не уедете?
— С какой стати я буду уезжать — я здесь родилась!
— То-есть Эстония — ваша Родина?
— Ну нет, я так не считаю…
— Родная страна, значит — Россия?
— Можно сказать, да.
— А почему в Россию перебраться не хотите?
— А что я там буду делать?!
Конец маршрута. Второй диалог:
— Я знаю множество русских, которые в Эстонии всю жизнь живут, хорошо себя чувствуют и на притеснения не жалуются…
— Это значит, что они подстилаются под эстонцев, властям их задницу лижут!
— Ни под кого не подстилаются, с властями вообще дел не имеют.
— Вы просто не знаете!
— Нет, знаю абсолютно точно — это все близко знакомые люди.
— Вам этого не понять!
— Хорошо, а что именно мне надо понять?
Ответа нет. Конец маршрута №2.
Вот это и вызывает недоумение. Я вовсе не собираюсь ругать «обиженных» русских, вешать на них ярлыки лузеров или шовинистов — но понять их затрудняюсь. Совершенно искренне. Более того, русские знакомые, жившие тут всегда и знающие ситуацию не в пример лучше меня — тоже разводят руками. Предполагаю, что дело тут не столько в жизненных обстоятельствах, сколько в ментальном устройстве людей. Ведь если интересы этнических русских в Эстонии реально ущемляются (на себе я этого пока не испытал, извините) — то за свои права надо бороться! Создать, скажем, Партию Достоевского «Униженные и Оскорбленные» и участвовать в местных выборах. А не ныть, истекая «негативом», в ожидании, что «прилетит вдруг волшебник в голубом (или боевом?) вертолете».