Внутренняя патология России создает зону нестабильности на ее периферии, которая легко может распространиться на остальной мир.
Война на Украине вступает в новый этап. Хотя обстрелы с начала месяца прекратились, российские войска в нашей стране пытаются реализовать стратегию Владимира Путина по подрыву независимости и свободы Украины. В ответ на эту агрессию Украина мобилизовала свой народ, укрепила армию и сейчас удерживает фронт между Путиным и Европой. Поступая таким образом, она демонстрирует, что может быть игроком на международной арене.
Но мы не сможем эффективно противостоять полномасштабной российской агрессии, если у нас не будет ясного понимания масштаба этих событий, а также четкого представления о месте и роли нашей борьбы в глобальном контексте. Конфликт на востоке Украины носит сложный и долговременный характер. Вместе с военными конфликтами на Ближнем Востоке, нестабильностью в Северной Африке, ростом напряженности между Китаем с одной стороны, и Японией и Вьетнамом с другой, а также с агрессивными провокациями КНДР против Южной Кореи война на востоке Украины является симптомом кризиса в глобальной системе международной безопасности и усиления дестабилизации в мировом порядке в целом.
Вполне вероятно, что в ближайшем будущем эти конфликты усилятся, создав новые зоны нестабильности, что потребует прямого или косвенного военного вмешательства таких стран как США, члены Евросоюза, Китай, Российская Федерация, Индия, Пакистан, Турция, Иран и прочие.
Такие опасные тенденции могут поставить мир на грань общемирового вооруженного конфликта, который способен перерасти в полномасштабную войну с применением ядерного оружия, а также других видов оружия массового уничтожения, или породить череду конфликтов меньшего размаха и разной степени интенсивности. В любом случае, результатом станет возникновение нового мирового беспорядка.
Для Украины это означает возможное втягивание в войну континентального размаха, вероятность которой увеличивается из-за милитаристского психоза, охватившего Российскую Федерацию. Это военное безумие усиливается по причине полной неспособности Кремля решать неотложные внутренние проблемы политического, экономического и социального порядка без задействования имперско-шовинистической риторики и без создания внешних врагов-фантомов. В современной России психологические комплексы и пропагандистские клише сталинского СССР тесно переплетены со стереотипами гитлеровской Германии: представления об «осажденной крепости» сюрреалистически сочетаются с утверждениями о «вероломных предателях», наносящих «удар в спину». Выступая на телевидении, миллиардеры говорят о необходимости поддерживать социальные нормы рабочих «Уралвагонзавода», а чиновники и духовенство в то же самое время читают проповеди об исключительности и превосходстве России.
Одновременно режим Путина быстро избавляется от рудиментарных остатков «демократического фасада», все чаще прибегая к тоталитарным методам управления обществом и государством. Неотъемлемой частью этого процесса является посягательство на экономические свободы, сокращение свободного рынка и стремление России к самоизоляции от мировых рынков. Все это еще больше усугубляет ее экономический кризис, техническую отсталость и деградацию общества. Ярким примером охватившего Россию экономического и социального безумия является ее битва с «запрещенными продуктами». Российские СМИ горделиво вещают с фронтов этой войны о том, как сжигают украинских утят и давят бульдозерами испанские персики.
Процесс глубокой экономической изоляции и социальной деградации в России, зародившийся несколько десятилетий назад и серьезно усилившийся с началом агрессии против Украины в феврале 2014 года, в ближайшем будущем приведет к резкому ослаблению и мощной дестабилизации Российской Федерации. Нынешние процессы и тенденции в России имеют сверхъестественное сходство с теми событиями, которые происходили в СССР в конце его существования. Отсутствие разумных стимулов для развития, монополизация экономики и жесткие методы административного руководства ею, деспотизм армии и структур безопасности, гипер-централизация власти и отсутствие альтернатив персональному принятию решений на самом верху — весь этот сталинский скелет советской империи не смог выдержать последовательного и скоординированного политико-экономического давления Запада в конце прошлого столетия. Твердая позиция ведущих мировых демократий в сочетании с комплексом санкций и ограничений времен холодной войны позволили им одержать верх над империей зла. Советский Союз распался на 15 государств, Германия объединилась, а Восточная Европа освободилась от имперской хватки Советов. Однако Запад в своем стремлении сохранить ядерное наследие Советского Союза постарался предотвратить дальнейший распад остатков империи.
Сняв все ограничения, предоставив кредиты и оказав России помощь в преодолении ее технической отсталости, Запад создал условия для ее социально-экономической стабилизации, позволил ей жестоко подавить национально-освободительное движение на Кавказе и взять под жесткий контроль все многонациональные образования федерации. Тем не менее, Российская Федерация не сумела приспособиться к демократическим правилам мирного сосуществования и сотрудничества. Третий президентский срок Путина наглядно показал господствующую политическую черту сегодняшней России, которой является идеология имперского реваншизма. В своей попытке уместить Россию в «прокрустовом ложе» прежней империи Путин ведет страну к неминуемому краху, запустив процессы, аналогичные тем, что вызвали распад Советского Союза. Агрессия, деградация, упадок и развал — вот те закономерности, которые подтверждает история многих империй, и которые в сегодняшнем мире возникают ускоренными темпами. Поэтому существует реальная возможность того, что Россия прекратит свое существование в пределах нынешних границ.
На самом деле, отход регионов от Москвы постоянно усиливается. Возьмем в качестве примера Северный Кавказ. Хотя чеченский босс Рамзан Кадыров внешне кажется преданным вассалом Путина, его преданность существует лишь до тех пор, пока он получает щедрую финансовую помощь от Москвы. В действительности Чеченская республика де-факто независима: российские правоохранительные органы обязаны спрашивать у Кадырова разрешение на проведение операций на его территории, а на смену российской судебной системе постепенно приходят нормы шариата. Столкновения и перестрелки продолжаются в Дагестане, Ингушетии и Кабардино-Балкарии.
Преемница КГБ Федеральная служба безопасности пристально следит за национально-освободительными движениями в Чувашии, Марий Эл, Татарстане, Башкирии и Поволжье. Например, в июле 2015 года башкира Айрата Дильмухаметова приговорили к трем годам лишения свободы в колонии строгого режима за то, что он опубликовал в интернете статью с призывом к своему народу бороться за свободу. Столь суровые наказания свидетельствуют о том, какие мрачные предчувствия царят в российских структурах безопасности.
Урал, Сибирь и Дальний Восток имеют богатую историю и древние традиции государственности. В августе 2014 года Новосибирск и другие города Сибири охватила волна народных протестов, участники которых требовали восстановить суверенитет этих земель. Вряд ли можно назвать совпадением то, что прямая военная агрессия России на востоке Украины началась именно в это время.
Экономический спад дал толчок новым призывам бороться за суверенитет Калининградской области, находящейся между Польшей и Литвой. Граждане северного региона Карелия постоянно сравнивают свое нищенское состояние с благополучием соседней и этнически близкой им Финляндии.
Напряженность усиливается и из-за продолжающейся трудовой миграции из Китая в Сибирь и на российский Дальний Восток, из-за аренды китайцами обширных участков российской земли, а также из-за тысячекилометровой границы, разделяющей малонаселенные российские регионы и густонаселенный Китай.
В августе 2015 года один из немногих независимых российских аналитиков Владислав Иноземцев опубликовал статью «Невозможность распада», которая подтверждает глубокую обеспокоенность российского истэблишмента проблемами территориальной целостности. Грядущая катастрофа занимает умы прагматичных представителей российской элиты. Миру тоже пора подготовиться к этой катастрофе. Будущее российского ядерного арсенала это ключевой вопрос глобальной безопасности, который необходимо решать в тесном взаимодействии со всеми ядерными державами. Пока еще не поздно приступить к обсуждению вопроса о безопасной и управляемой ликвидации ядерного наследия бывшей империи.
Чем сложнее будет ситуация внутри России, тем агрессивнее будет ее внешняя политика. Этой тенденцией объясняются настойчивые попытки Кремля вмешаться в сложные процессы на Ближнем Востоке. В стремлении поддержать своего сирийского собрата-диктатора Башара аль-Асада Путин наращивает российское военное присутствие в восточном Средиземноморье под лицемерным предлогом борьбы с «Исламским государством».
Все это только усугубит деструктивные процессы внутри России. Такая дестабилизация и агония неизбежно приведут к мощному и непредсказуемому ухудшению обстановки внутри Российской Федерации и вдоль ее границ. Это вызовы глобального масштаба, и наша страна находится в их эпицентре. Те угрозы безопасности, с которыми будет сталкиваться Украина в ближайшей и среднесрочной перспективе, проистекают от сложного сочетания внутренних и внешних проблем. Реакция на такие угрозы также должна иметь системный характер. Противостоять им надо целеустремленно и под единым руководством, умело и гибко используя все имеющиеся силы и методы политической, дипломатической, военной, экономической и информационной борьбы.
Учитывая избранную Россией парадигму агрессии в сочетании с ее политической и экономической ситуацией, украинское государство должно готовиться к худшему сценарию.
Путин начал угрожать демократическому миру своим военным и в частности ядерным арсеналом. В середине августа российская стратегическая авиация провела учения, отрабатывая нанесение ракетно-ядерных ударов по проливам Босфор и Дарданеллы, а также практикуясь в закрытии прохода американским военно-морским кораблям в Черное море. В сентябре российские военные должны провести еще одни масштабные учения стратегических ядерных сил, на сей раз задействовав все элементы ядерной триады.
Ведущие демократические страны должны понимать, что эта тоталитарно-милитаристская агония с последующим крахом Российской Федерации являются необратимыми процессами. Они должны признать это спокойно и рационально, не помогая России продлевать агонию. Демократические страны должны отрегулировать свои среднесрочные планы таким образом, чтобы обеспечить изоляцию этой страны. Соответственно, суровые санкции необходимо рассматривать не как временную меру, а как последовательную политику, создающую условия для саморазрушения остатков агрессивной империи.
Несомненно, чтобы предотвратить распространение обреченной на провал российской агрессивности и провокаций, НАТО должна существенно укрепить свои позиции, воздвигнув мощный барьер вдоль всего своего восточного фланга. Украина, храбро противостоящая агрессивным замыслам Кремля, должна сыграть важную роль в этом процессе. Следовательно, укрепление украинской армии и ее технического потенциала способствует восстановлению мира и безопасности на всем европейском континенте. Это также содействует утверждению мирового порядка, который зиждется не на ядерной мощи, а на разумном, ответственном и предсказуемом поведении ведущих демократий мира.
Украина признательна и благодарна за ту политическую и экономическую поддержку, которую ей в трудное время оказали наши стратегические партнеры. Мы надеемся, что эта поддержка будет продолжаться, претворяясь в дальнейшее устранение тех барьеров, которые мешают военно-техническому сотрудничеству и признанию нашего права идти по пути европейской интеграции — пути, который выбрал украинский народ.
У Украины много проблем, решать которые она должна самостоятельно. Ни европейцы, ни американцы не могут победить измучившую нас коррупцию и преодолеть соблазн подменить болезненные системные реформы яркими пиар-акциями. Только мы, украинцы, можем построить для себя функционирующее, современное и эффективное государство, сильную армию, действенную полицию, справедливые суды и стабильную конкурентную экономику.
Самая жизненно важная задача для Украины это ускорение реформ в сфере безопасности и обороны. В частности, это военная реформа.
Опять же, это вызовы глобального характера, поскольку речь идет не просто о реформировании и модернизации одной страны, а о нашей способности разработать новый механизм безопасности, проведя реформы в ряде международных организаций, в которых участвует Украина, и которые сегодня находятся в глубоком кризисе.
Украина должна стать одним из ключевых игроков в этом регионе, создающим эффективные форматы оперативного взаимодействия с государствами, которые могут стать объектом российской агрессии.
Развитие Украины должно основываться на практическом воплощении гуманистических ценностей новой Европы и открытого мира, который создает противовес воинственному и авторитарному российскому шовинизму. Разработка такой доктрины в гуманитарной сфере это на сегодня первоочередная задача для украинских интеллектуалов и политиков.
Свобода, ставшая основополагающей ценностью для украинцев, это самая лучшая среда для реализации интеллектуального потенциала человека как ключевого капитала в современном мире. Поэтому реформа государственного аппарата должна быть направлена на создание действенных условий для развития потенциала каждого индивидуума во всех сферах жизни. Это должно стать ключевой целью государства: безопасность граждан, их развитие и благосостояние.
Только то государство, в основе которого лежит доверие граждан, справедливость и власть закона, и которое отстаивает интересы своего народа и способствует его развитию, может создать новую и эффективную систему безопасности, восстановить и защитить свои границы, а также стать влиятельным и важным субъектом мировой политики.
Александр Турчинов — секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины.